Используя обществоведческие
знания:
1) раскройте смысл понятия
«юридическое лицо»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о трёх любых организационно-правовых формах юридических лиц,
являющихся коммерческими организациями;
– одно предложение, раскрывающее
сущность правоспособности юридического лица.
Ответ:
1) Юридическое лицо – это организация, которая имеет обособленное
имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего
имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские
обязанности, а также быть истцом и ответчиком в суде.
2) Два предложения:
– К коммерческим организациям
относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества (ООО, АО),
производственные кооперативы, унитарные предприятия, хозяйственные партнерства.
– Правоспособность юридического лица – это способность иметь
гражданские права и нести обязанности – возникает в момент государственной
регистрации и прекращается в момент ликвидации.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«трудовой договор»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о форме заключения трудового договора;
– одно предложение, раскрывающее
действия работника при реализации его права на расторжение трудового договора
по собственному желанию.
Ответ:
1) Трудовой договор – соглашение между работником и работодателем,
устанавливающее их взаимные права и обязанности.
2) Два предложения:
– Трудовой договор заключается в
письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых
подписывается сторонами.
– Работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному
желанию предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за
две недели.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ;
– одно предложение, раскрывающее
сущность принципа гуманизма юридической ответственности.
Ответ:
1) Юридическая ответственность – это применение мер государственного
принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.
2) Два предложения:
– Трудовой кодекс РФ
устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор,
увольнение по соответствующим основаниям.
– Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью
причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного;
оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения,
возможность условного осуждения, отсрочки приговора.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«юридическая ответственность»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о видах юридической ответственности;
– одно предложение, раскрывающее
сущность принципа справедливости юридической ответственности.
Ответ:
1) Юридическая ответственность – это применение мер государственного
принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение.
2) Два предложения:
– Правоведы выделяют
гражданско-правовую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную
ответственность.
– Согласно принципу справедливости наказание должно быть соразмерно
совершённому деянию.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«право»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о признаках права;
– одно предложение, раскрывающее
сущность одной из отраслей права.
Ответ:
1) Право – это система общеобязательных, формально определённых,
гарантированных государством правил поведения (норм), регулирующих общественные
отношения.
2) Два предложения:
– Право устанавливается и
обеспечивается силой государства, его действие распространяется на всех
граждан, носит общеобязательный характер, оно выражено в официальной форме, в
правовых актах государства.
– Административное право регулирует общественные отношения в сфере
управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по
исполнению публичных функций государства.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«гражданское право»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о способах защиты гражданских прав (не менее трёх);
– одно предложение, раскрывающее
сущность одного из них.
Ответ:
1) Гражданское право – это отрасль права, регулирующая имущественные, а
также связанные с ними и несвязанные с ними личные неимущественные отношения,
которые основаны на имущественной самостоятельности и равенстве сторон.
2) Два предложения:
– Способами защиты гражданских
прав являются признание права, возмещение убытков, компенсация морального
вреда, взыскание неустойки и др.
– Компенсация морального вреда – возмещение физических или нравственных
страданий, которые претерпевает гражданин в результате действий, нарушающих его
личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие
нематериальные блага.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«конституционный строй»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о разделении властей;
– одно предложение, раскрывающее
светский характер государства в РФ.
Ответ:
1) Конституционный строй – это система основополагающих базовых
общественных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими
конституционно-правовыми актами государства.
2) Два предложения:
– Государственная власть в РФ
осуществляется на основе разделения на законодательную (Федеральное Собрание РФ
и законодательные органы субъектов РФ), исполнительную (Правительство РФ,
министерства и ведомства РФ и субъектов РФ) и судебную ветви власти
(Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, система судов общей юрисдикции и
др.).
– Сущность светского государства заключается в отсутствии
государственной или обязательной религии; религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«социальный институт»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию об одном из социальных институтов в экономической сфере жизни
общества;
– одно предложение, раскрывающее любую
из функций социальных институтов.
Ответ:
1) Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма
организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение
базовых потребностей общества.
2) Два предложения:
– К социальным институтам в
экономической сфере относят бизнес, рынок и др.
– Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные
действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«деятельность»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о любых трёх элементах структуры деятельности;
– одно предложение, раскрывающее
сущность любого из этих элементов.
Ответ:
1) Деятельность – присущий только человеку способ взаимодействия с
окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого
себя, создавая то, чего не было в природе.
2) Два предложения:
– В структуру деятельности
входят следующие элементы: субъект, объект, цель, мотив, средства, действия,
результат.
– Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на
достижение которого направлена деятельность.
Используя
обществоведческие знания:
1) Раскройте смысл понятия
«деятельность»;
2) Составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о структуре деятельности;
– одно предложение, раскрывающее
сущность труда как формы деятельности.
Ответ:
1) Деятельность – присущий только человеку способ взаимодействия с
окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого
себя, создавая то, чего не было в природе.
2) Два предложения:
– В структуру деятельности
входят следующие элементы: субъект, объект, цель, мотив, средства, действия,
результат.
– Труд представляет собой деятельность, направленную на достижение
практически полезного результата.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«политическая система»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о четырёх подсистемах политической системы;
– одно предложение, раскрывающее
интегративную функцию политической системы.
Ответ:
1) Политическая система – организованное взаимодействие политических
субъектов, связанных с осуществлением власти, и отношения между ними.
2) Два предложения:
– В политическую систему
общества входят институциональная, нормативная, коммуникативная и культурная
подсистемы.
– Интегративная функция политической системы заключается в создании
необходимых условий для взаимодействия различных элементов общества,
объединения разных политических сил, преодоления конфликтов.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«политический процесс»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о любых трёх формах политического участия граждан;
– одно предложение, раскрывающее
главную задачу субъектов политического процесса.
Ответ:
1) Политический процесс – совокупность действий субъектов политики, направленных
на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на
реализацию ими собственных интересов и целей.
2) Два предложения:
– Формами политического участия
граждан являются выборы и референдумы, митинги и участие в политических организациях,
обращение в органы государственной власти.
– Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои
властно значимые интересы посредством принимаемых государством управленческих
решений.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«политический процесс»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о субъектах политического процесса;
– одно предложение, раскрывающее
главную задачу субъектов политического процесса.
Ответ:
1) Политический процесс – совокупность действий субъектов политики,
направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической
системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.
2) Два предложения:
– Субъектами политического
процесса являются граждане (электорат, политические партии и движения,
политические элиты, политические лидеры, государство, СМИ.
– Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои
властно значимые интересы посредством принимаемых государством управленческих
решений.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«экономический рост»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о трёх любых факторах экстенсивного экономического роста;
– одно предложение, раскрывающее
сущность интенсивного экономического роста.
Ответ:
1) Экономический рост – постоянное увеличение реального объёма
производства товаров и услуг, произведённых за определённый период времени
(обычно за год).
2) Два предложения:
– К факторам экстенсивного роста
относят: увеличение числа работников, дополнительные капиталовложения, рост
объёма потребления сырья.
– Интенсивный экономический рост может осуществляться за счёт
качественного улучшения используемых ресурсов.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «социальная
роль»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о базовых (основных) социальных ролях человека;
– одно предложение, раскрывающее
сущность ролевого конфликта.
Ответ:
1) Социальная роль – это модель поведения человека, объективно заданная
социальной позицией личности в системе общественных и личных отношений.
2) Два предложения:
– К базовым (основным)
социальным ролям человека относят: роль потребителя, работника, гражданина,
члена семьи (муж, жен, сын, дочь)
– Ролевой конфликт – ситуация связанная с одновременным выполнением
индивидом нескольких социальных ролей с противоречивыми требованиями.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«представление как форма чувственного познания»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о двух других формах чувственного познания;
– одно предложение, раскрывающее
различие между чувственным и рациональным познанием.
Ответ:
1) Представление – чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета,
процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без
непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
2) Два предложения:
– К двум другим формам
чувственного познания относят ощущение и восприятие.
– Чувственное познание преимущественно опирается на органы чувств
человека и отражает внешние признаки объектов, а рациональное опирается на
мыслительные операции и стремится проникнуть в суть познаваемых объектов.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«ощущение как форма чувственного познания»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о двух других формах чувственного познания;
– одно предложение, раскрывающее различие
между чувственным и рациональным познанием.
Ответ:
1) Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса,
возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
2) Два предложения:
– К двум другим формам чувственного
познания относят ощущение и восприятие.
– Чувственное познание преимущественно опирается на органы чувств
человека и отражает внешние признаки объектов, а рациональное познание опирается
на мыслительные операции и стремится проникнуть в суть познаваемых объектов.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия
«общество» (в самом широком смысле/как часть мира);
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о четырёх сферах (подсистемах) общества;
– одно предложение, раскрывающее
динамичный характер общества.
Ответ:
1) Общество – часть мира, обособившаяся от природы, но сохранившая
связь с ней, включающая в себя совокупность всех форм объединения людей и
способов их взаимодействия.
2) Два предложения:
– Выделяют четыре сферы
общественной жизни: социальную, экономическую, политическую и духовную.
– Динамичный характер общества означает, что оно постоянно развивается,
видоизменяется, могут возникать новые элементы и связи между ними и отмирать
старые.
Используя
обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «метод
научного познания»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию о методах научного познания (не менее трёх);
– одно предложение, раскрывающее сущность
любого из этих методов.
Ответ:
1) Метод научного познания – система приёмов, способов, правил и
принципов, с помощью которых достигается объективное познание действительности
в рамках научно-познавательной деятельности.
2) Два предложения:
– К методам научного познания
относят выдвижение гипотез, наблюдение, эксперимент, формулирование законов и
др.
– Наблюдение как метод научного познания предполагает восприятие
объекта познания без вмешательства в естественный ход изучаемого процесса,
явления.
Используя обществоведческие
знания:
1) раскройте смысл понятия
«истина»;
2) составьте два предложения:
– одно предложение, содержащее
информацию об абсолютной истине;
– одно предложение, раскрывающее
объективный характер истины.
Ответ:
1) Истина – знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.
2) Два предложения:
– Абсолютной истиной называют
полное, исчерпывающее, точное знание об объекте познания.
– Объективный характер истины проявляется в том, что её содержание не
зависит от конкретного субъекта познания.