Как писать эссе (мини-сочинение). Рекомендации


1. Смысл высказывания
В своем высказывании он имеет ввиду, что (его же слова, но другими словами, перефразируйте) (Объясните, что хотел сказать автор!)
Нельзя повторять мысль автора другими словами!
Избегайте чрезмерной тавтологии (повторения слов цитаты).
Писать про актуальность, автора и проблему НЕобязательно.
2. Теория - понятия
Для начала на черновике напишите все понятия, термины, которые относятся к сути цитаты. Например, если речь идет о демократии, то напишите, что такое Д, какие виды Д существуют (прямая и косвенная), каковы основные принципы демократии и особенности (равенство перед законом, выборность органов власти, разделение властей, свобода слова, решения принимаются большинством и пр.). При этом не просто давайте определения подряд, а старайтесь как-то связать их с сутью цитаты.
Текст должен быть связным – используйте вводные слова (рассмотрим, таким образом, кроме того, часто выделяют…).
Сколько теории писать? Представьте, что вам попался план по той теме, которую вы собираетесь раскрывать в эссе. Допустим, главный термин в цитате – искусство. Что бы вы написали в плане?
- Понятие Искусства – Виды искусства – Функции – Признаки (особенности) искусства.
Вот именно этот объем теории будет более чем достаточен для вашего мини-сочинения. При этом раскрывать суть всех функций или видов необязательно. Выберите главную, на ваш взгляд, функцию, напишите, в чем она заключается, а остальные просто перечислите.
3. Рассуждения и выводы
Используйте прием «если да – если нет». Напишите, что будет если «цитата работает», если все будет так, как там написано. Допустим, такая цитата – «Закон не знает сословных различий».
«Если да», если закон не знает сословных и прочих различий, то в стране все равны перед законом. Тогда в обществе есть равенство, нет дискриминации по национальному, религиозному, половому и другим признакам. Благодаря этому меньше конфликтов, в обществе есть стабильность и порядок.
«Если нет» - то есть напишите, что будет если «цитата не работает», если все будет НЕ так, как там написано. Например – Если закон делает сословные и иные различия, если у какой-то группы населения больше прав, чем у других, то в государстве не будет равенства всех перед законом, будет дискриминация. Это неравенство приводит к конфликтам, столкновениям вплоть до бунтов и революции. ВСЁ!
4. Примеры (не менее двух, то есть можно и больше!)
Допускается три источника
А) Факты социальной жизни
Новости из СМИ, данные социологических служб и модели общественных ситуаций. Указывать название СМИ (Россия 1, НТВ, Ведомости, Дождь, Лента.ру) НЕобязательно!
Модель ситуации означает, что вы можете использовать примеры типа – «Допустим, в стране Z президент нарушил закон…» или «Гражданин Х решил вступить в брак с гражданкой О…»
Б) Личный социальный опыт
Вы можете использовать события из вашей личной жизни, жизни вашей семьи, родственников, друзей, соседей. Кроме того, можно приводить примеры из прочитанных книг, просмотренных фильмов и сериалов. Вполне можно обойтись без упоминания названия книги или режиссера фильма («В одном голливудском фильме была показана история девушки, которая…»).
В) История, включая историю науки, техники и искусства.
ВАЖНО – Ваши примеры должны быть из 2 разных источников! Например, один из СМИ, другой из литературы и т.п. Или – один в виде модели ситуации («в государстве Х…»), а другой из вашей личной жизни.
ВАЖНО – примеры не должны по содержанию дублировать друг друга. Т.е. если в 1м примере вы пишите, что Вася украл холодильник и его за это посадили на несколько лет. А во 2м примере, как Джон угнал автомобиль и ему за это дали 7 лет, то вам поставят один балл вместо двух. Почему? По сути это два одинаковых примера.
Вы вполне можете придумать оба примера сами. Просто напишите, что первый вы прочитали в газете или видели в новостях на ТВ, а второй произошел с вашим дядей или соседом Русланом.
ВАЖНО – старайтесь в завершении примера подчеркивать его связь с цитатой – прямо или косвенно, намеком или повторяя часть цитаты.
5. Короткий вывод (опциональноJ)
Таким образом, приведенные примеры еще раз доказывают справедливость сказанных автором слов.

ШАБЛОННЫЕ ПРИМЕРЫ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ:
1. Политика
А) Если речь идет о демократии, диктатуре, соблюдении прав человека, свободах, тирании и т.п.
- К чему приводит тирания и диктатура нам всем хорошо известно из нашей же истории. В СССР был тоталитарный и совершенно антидемократический режим, который грубо нарушал права человека, подвергал миллионы людей репрессиям, а целые народы – депортации.
- Если государство не соблюдает права и свободы человека, то это приводит к полному беззаконию. Это можно увидеть на примере современной Северной Кореи, где существует тоталитарный режим – нет свободы слова, честных выборов, свободы передвижения, но есть массовые репрессии, ограничения и культ личности.
2. Право, политика
А) Если речь идет о том, что все должны исполнять закон, о правопорядке, законности, справедливом суде, о неотвратимости наказания, о возмездии за преступление и пр.
- Недавно в газете «Ведомости» я прочитал о том, как министр в Швеции был оштрафован сотрудником местного ГАИ за превышение скорости. Это и есть проявления равенства всех граждан перед законом. Благодаря таким решениям Швеция и является правовым государством
- В учебном пособии описывалась ситуация, когда один бывший чиновник украл около 20 млн. рублей из бюджета, однако суд дал ему только 3 года условно. В то же время есть масса случаев, когда человеку дают 3-4 года реального лишения свободы в тюрьме за кражу велосипеда или мешка сахара из магазина. Это несправедливо и недопустимо в правовом государстве.
Б) Если говорится о том, что власть и законы должны опираться на мораль, совесть, быть не только легальными, но и справедливыми и т.п.
- В советские годы всячески поощрялось доносительство, в том числе, когда дети доносили на своих родителей. Павлика Морозова, который донес на своих родителей, советская пропаганда даже сделала национальным героем и примером для подражания. Однако подобные действия очевидно аморальны и безнравственны – они могут быть легальны с точки зрения действующего законодательства, но они предают семейные ценности, традиции и мораль.
- Другой пример – это смертная казнь. Законы многих стран ее разрешают, но смертная казнь по сути является убийством – самым серьезным преступлением и страшным грехом. То есть с точки зрения закона она легальна, но с точки зрения морали – сомнительна и безнравственна.
3. Социология
А) Если речь идет о социализации, взрослении, становлении личности, биологических и социальных качествах человека
- О роли общества в воспитании индивида лучше всего говорит пример детей-маугли. Это дети, которые в силу разных обстоятельств выросли в дикой природе вместе с волками, обезьянами и другими животными. Когда их затем находили люди, то дети-маугли вели себя как настоящие животные – бегали на четвереньках, выли и не умели говорить, ели руками сырое мясо и пр. Вне общества развитие человека невозможно. Именно общество делает из индивида личность.
- Другой пример был прекрасно показан в знаменитом фильме «Изгой», герой которого оказывается в одиночестве на необитаемом острове после авиакатастрофы. Долгие годы живя один, он постепенно начинает сходить с ума. А лишенный общения с людьми, он начинает говорить с окружающими его предметами, например, волейбольным мячом.
Б) Если речь идет о социальной мобильности, лифтах, стратификации, таланте
- Хорошо известен пример великого русского ученого, писателя Михаила Ломоносова, который вырос в безграмотной крестьянской семье в Архангельской области. Но он так стремился к знаниям, что в 19 лет пешком пошел в Москву, чтобы учиться. Благодаря образованию он стал одним из самых выдающихся личностей в истории России.
- Создатель приложения WhatsАpp и нынче миллиардер Ян Кум родился в простой семьей учительницы и строителя в Киевской области в СССР. В молодости он работал уборщиком в супермаркете и жил на пособие по безработице, однако благодаря своему таланту и образованию создал одно из самых популярных приложений в мире, продав которое он стал миллиардером, что показывает значимость образования и бизнеса как социального лифта (подчеркнутое – это пример того, как можно прямо «связать» пример с цитатой).
4. Экономика
А) Если речь о конкуренции
- Можно вспомнить пример конкуренции и острого соперничества между Google и Apple, которые борются за потребителей, повышая качество товаров и создавая все новые и новые функции и технологии. Таким образом, конкуренция является настоящим двигателем и локомотивом экономики и научно-технического прогресса.
- Допустим, на оживленной улице появилось новое кафе, которое предлагает клиентам вкусную пиццу по самой низкой цене. Другие заведения, чтобы не потерять клиентов, также снижают цены, предлагают дополнительные скидки, улучшают свой сервис. Это говорит о том, что конкуренция очень выгодна и полезна потребителям.

Алихан Динаев

Популярные материалы