Письменные задания ЕГЭ по обществознанию 2024 года.

(Досрочная волна, основная волна, резерв, пересдача)

Задания 18.

1. деятельность как форма активности человека

2. наука как способ познания мира

3. наука как форма (область) духовной культуры

4. общество как система

5. социальный институт как исторически сложившаяся форма взаимодействия людей

6. общественные блага

7. отличия рынка совершенной конкуренции от других видов конкурентных рынков

8. основные черты совершенной конкуренции, отличающих её от других видов (типов) конкуренции

9. предпринимательство как законная экономическая деятельность

10. предприятие (фирма) как экономический субъект

11. предприятие как экономический агент

12. признаки, отличающие обыкновенную акцию от облигации

13. обыкновенная акция как ценная бумага

14. кредит как средство платежа

15. заработная плата как факторный доход

16. безработица как социально-экономическое явление

17. ВВП как макроэкономический показатель

18. государственный бюджет

19. налог как законно установленный платеж физических и юридических лиц

20. социальная группа, как совокупность людей, объединённых общим социально значимым признаком

21. семья

22. этнос как большая социальная группа

23. государство как политический институт

24. гражданское общество

25. политическая партия как общественное объединение

26. отрасль права как элемент системы права

27. правовая норма

28. юридическая ответственность

29. дееспособность субъекта правоотношений

30. преступление как деяние

Задания 19.

1. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами ситуации, в которых данные социологической науки востребованы: 1) бизнесом; 2) политическими организациями; 3) правоохранительными органами. (Приведите по одному примеру ситуации с каждым из указанных потребителей данных. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

2. В тексте указаны функции культуры (социализирующая, интегративная, информационно-коммуникативная). Проиллюстрируйте примером осуществление каждой из названных функций. (В каждом случае сначала назовите функцию, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

3. Используя обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три различных способа, которыми фирма может бороться за потребителя. (В каждом случае сначала назовите способ, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

4. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние неценовых факторов спроса на потребление товаров повседневного пользования. (В каждом случае сначала назовите фактор, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

5. В тексте упоминались фирмы, у которых есть побочная деятельность, связанная с основной. Приведите три примера, иллюстрирующих данное положение. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

6. Проиллюстрируйте примерами три названных в тексте функции предпринимательства. (В каждом случае сначала назовите функцию, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

7. Укажите и проиллюстрируйте примерами три признака предпринимательской деятельности. (В каждом случае сначала назовите признак, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

8. Используя обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте любые три конкурентных преимущества фирмы. (В каждом случае сначала назовите преимущество, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

9. Проиллюстрируйте примерами три принимаемые государством меры, направленные на развитие предпринимательства. (В каждом случае сначала назовите меру, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

10. В тексте указано, что деньги являются средством обмена. Используя обществоведческие знания, назовите еще три функции денег и проиллюстрируйте их выполнение. (Всего должно быть названо три функции и приведено три примера. В каждом случае сначала назовите функцию, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

11. Проиллюстрируйте примерами осуществление трёх различных функций денег. (В каждом случае сначала назовите функцию, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

12. Назовите и проиллюстрируйте действие трёх факторов, которые обуславливают устойчивое различие в оплате труда. (Сначала назовите фактор, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

13. Проиллюстрируйте примерами: 1) рациональный подход к принятию решения о получении кредита. 2) рациональный подход к выбору финансовой организации 3) рациональный подход к выбору условий кредитного договора. (В каждом случае сначала назовите тезис, который вы иллюстрируете, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

14. Приведите два примера действия названных в тексте прямых и два примера действия названных в тексте косвенных факторов, влияющих на экономический рост. (Всего должно быть приведено четыре примера. В каждом случае сначала назовите группу факторов (прямые или косвенные), затем приведите два соответствующих примера. Каждый пример должен быть формулирован развёрнуто.) (Судя по всему, в тексте была эта цитата: «Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным: количество и качество трудовых ресурсов, природных ресурсов и т.п. Косвенные факторы – это условия, позволяющие реализовать имеющиеся у общества возможности к экономическому росту: снижение степени монополизации рынка, налоговый климат в экономике; эффективность кредитно-банковской системы»)

15. Проиллюстрируйте примерами реализацию названных в тексте внешних проявлений регулятивной функции налогов (стимулирующее, социальное и интегрирующее проявления). (В каждом случае сначала назовите проявление, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

16. Авторы пишут о том, что «в любом обществе государство играет большую роль в обеспечении законности и порядка». Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера, иллюстрирующих участие российского государства в правовом регулировании экономической деятельности. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

17. В тексте указано, что государство устанавливает определенные правила на рынке. Используя обществоведческие знания, укажите три правила (меры), с помощью которых государство обеспечивает равные возможности предпринимателям, и проиллюстрируйте примером реализацию каждой из этих мер. (В каждом случае сначала назовите правило (меру), а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

18. Используя обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примерами любые 3 меры, принимаемые государством для улучшения инвестиционного климата в стране. (В каждом случае сначала назовите меру, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

19. В тексте раскрыта сущность социальной циркуляции. Используя обществоведческие знания, назовите три любых социальных института и проиллюстрируйте выполнение ими функции социальной циркуляции. (В каждом случае сначала назовите социальный институт, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

20. Используя обществоведческие знания, назовите три любых агента (канала) социальной мобильности, которые появились в XX-XXI веках, и проиллюстрируйте примером действие каждого из них для осуществления социальной мобильности. (В каждом случае сначала назовите агента (канал) социальной мобильности, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

21. Автор пишет, что социальные нормы «требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа». Назовите любые три вида социальных норм и приведите примеры, иллюстрирующие эту мысль автора для каждого из этих видов социальных норм. (Каждый пример должен содержать указание конкретной социальной нормы и социальных действий и быть сформулирован развернуто.)

22. Назовите любые три социальных регулятора, упомянутые в тексте (право, мораль, …), и приведите примеры социальных норм и социальных санкций, соответствующих каждому регулятору. (Всего должно быть названо три регулятора, три нормы и три санкции. В каждом случае сначала назовите регулятор, затем норму, затем санкцию.)

23. Проиллюстрируйте примерами любые три вида социальных норм, названных в тексте (политические, религиозные, моральные и правовые). (В каждом случае сначала назовите вид социальных норм, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Проиллюстрируйте примерами, как названные автором социальные институты (СМИ, образование, семья, политика) оказывают влияние на социализацию личности. (В каждом случае сначала назовите социальный институт, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

25. Проиллюстрируйте примерами три ресурса власти, названных в тексте. (В каждом случае сначала назовите ресурс, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

26. Автор рассуждает о компонентах институциональной/организационной подсистемы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые две другие подсистемы политической системы общества. Проиллюстрируйте примерами каждую из этих подсистем. (В каждом случае сначала назовите подсистему, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

27. Назовите три функции средств массовой информации (СМИ) в политической сфере российского общества и проиллюстрируйте каждую из них примером. (В каждом случае сначала назовите функцию СМИ, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

28. Проиллюстрируйте примерами три любых качества СМИ, названных в тексте (периодичность, доступность, регулярность). (В каждом случае сначала назовите качество, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

29. Проиллюстрируйте примерами три названных автором условия (группа осознает себя ответственной за свою судьбу, за результаты экономической деятельности; отличается сознательным отношением к собственной активности во всех сферах общественной жизни, мотивирует активность определенной системой ценностей – из текста), при которых социальная группа может стать политической силой. (В каждом случае сначала назовите условие, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

30. Автор описывает четыре подхода к изучению мотивов поведения избирателей. Назовите любые три из них и приведите пример поведения избирателей в соответствии с каждым из названных вами подходов. (В каждом случае сначала назовите подход, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован как распространённое предложение)

31. Что-то про ограничение свободы нормами права.

32. Приведите три примера, подтверждающих суждение автора о том, что частное и публичное право совместно действуют при регулировании некоторых общественных отношений. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

33. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три законных действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества. (В каждом случае сначала назовите действие, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

34. Используя обществоведческие знания, укажите три личных неимущественных права супругов согласно Семейному кодексу РФ и проиллюстрируйте примером осуществление каждого из них. (В каждом случае сначала назовите право супругов, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

35. Используя обществоведческие знания, назовите три любых конституционных обязанности граждан РФ и проиллюстрируйте примером выполнение каждой из них. (В каждом случае сначала назовите конституционную обязанность, а затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

36. Проиллюстрируйте тремя примерами действия государственных органов по охране правопорядка. (Каждый пример должен быть формулирован развёрнуто.)

Задания 20.

1. Что-то про финансирование научных исследований государством.

2. Сформулируйте своё мнение о том, может ли социологическое знание быть свободным от ценностей. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих Ваше мнение. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространенное предложение.)

3. Приведите три аргумента в поддержку утверждения автора, что «В центре социально-экономических отношений должен быть человек с его потребностями». (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

4. Используя обществоведческие знания, приведите три собственных (не из текста) аргумента, подтверждающих неэффективность командно-административной экономики. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение)

5. Приведите три аргумента, подтверждающих необходимость проведения антимонопольной политики для эффективного функционирования рыночной экономики. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

6. Что-то про влияние рыночного механизма.

7. Как экономисты называют тип экономической системы, при которой реализуется централизованное планирование? (Не используйте слово «централизованное» в своём ответе). Приведите любые два недостатка и два достоинства данной экономической системы. (Всего должно быть приведено одно название и четыре суждения. Каждое суждение должно быть сформулировано как распространенное предложение. Суждения без чёткого указания «недостаток» или «достоинство» не будут засчитаны при оценивании)

8. Приведите три аргумента в защиту необходимости регулирования государством предпринимательской деятельности. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

9. Приведите три аргумента в поддержку утверждения автора, что «Право содействует развитию предпринимательства». (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

10. Приведите три объяснения важности обучения и повышения квалификации персонала фирмы. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространенное предложение.)

11. Приведите три суждения о том, как предпринимательские способности влияют на экономику и общество в целом. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространенное предложение.)

12. В тексте названы преимущества и недостатки электронных средств платежа. Назовите два любых других преимущества и кратко поясните их сущность. Назовите любой недостаток электронных денег и поясните свой ответ. (Всего должно быть названо два преимущества, один недостаток и приведено три пояснения. Преимущества и недостатки, указанные в тексте, называть не нужно.)

13. Выпишите три любых упомянутых в тексте социальных проблемы (кроме безработицы) и объясните влияние на них экономического роста (низкие доходы населения, высокая смертность, преступность – по тексту). (Всего должны быть приведены три проблемы и даны три объяснения. Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространенное предложение.)

14. Согласно тексту, интенсивный экономический рост является «основой роста благосостояния общества». Приведите три аргумента, подтверждающих это высказывание. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

15. Одни домохозяйства складывают сбережения на банковский депозит, другие инвестируют в приобретение предметов искусства, третьи покупают недвижимость для дальнейшей сдачи в аренду. Приведите одно достоинство и один недостаток для каждого из трёх способов инвестирования сбережений. (В каждом из трёх случаев сначала назовите способ, затем объясните его достоинство, а затем объясните его недостаток)

16. Приведите три аргумента в подтверждение значимости экономической культуры для жизни человека и общества. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

17. Приведите два аргумента ЗА и два аргумента ПРОТИВ усиления налогового бремени в краткосрочном периоде. (Всего должно быть приведено четыре аргумента. Каждый аргумент должен содержать указание «за» или «против» и быть сформулирован как распространенное предложение.)

18. Приведите три аргумента в пользу утверждения, что чрезмерное вмешательство государства в рыночную экономику может привести к деформации рыночного механизма. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

19. Приведите три суждения, раскрывающих особенности социально-экономической политики современных демократических государств. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространенное предложение.)

20. Укажите любые два недостатка и два достоинства высокой социальной мобильности для общества ИЛИ для человека. (Всего должно быть приведено четыре суждения. Каждое суждение должно быть сформулировано как распространенное предложение. Суждения без чёткого указания «недостаток» или «достоинство» не будут засчитаны при оценивании)

21. В тексте указано, что наряду с развитием культуры видоизменяются и «социокультурные нормы». Используя обществоведческие знания, приведите два собственных аргумента, подтверждающих положительное значение этого процесса. Выскажите также два предположения, к каким негативным последствиям может привести данная динамика. (Каждый аргумент и каждое предположение должны быть сформулированы как распространенные предложения.)

22. Право и мораль подразумевают использование различных социальных санкций. Используя обществоведческие знания, приведите три других аргумента в пользу различия права и морали как социальных регуляторов. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

23. Приведите два аргумента сторонников регулярного обновления социальных норм и два возможных аргумента противников данной практики. (Всего должно быть приведено четыре аргумента. Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение. Обязательно указывайте, аргументы в поддержку какого мнения Вы приводите)

24. Объясните, что представляет из себя социальный опыт. Приведите два объяснения мысли автора, что «Человек не только использует социальный опыт, но и преобразовывает его». (Всего должно быть приведено три объяснения. Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространенное предложение.)

25. Сформулируйте два положительных и два отрицательных последствия социального неравенства. (Всего должно быть названо четыре последствия. Каждое последствие должно быть сформулировано в виде распространенного предложения.)

26. Автор не относит к политической сфере организацию здравоохранения, народного образования. Используя обществоведческие знания и факты, выскажите два предположения о том, в каких ситуациях эти вопросы могут стать политическими. Объясните свои предположения. (В каждом случае сначала выскажите предположение, а затем приведите объяснение. Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

27. Приведите три аргумента в пользу важности политической конкуренции в демократическом государстве. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

28. Сформулируйте суждения о трёх способах преодолеть отчуждение власти в и общества при демократическом режиме. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространенное предложение.)

29. Назовите два направления взаимодействия СМИ и гражданского общества. Поясните, как каждое из названных взаимодействий влияет на развитие демократии. (Сначала назовите направление, а затем приведите объяснение. Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространенное предложение.)

30. В ходе дискуссии были высказаны две противоположные точки зрения на политическую рекламу: одна часть спорщиков придерживалась мнения, что политическая реклама вредна, и от нее нужно отказаться в ходе избирательной кампании. Другая часть, напротив, была убеждена, что политическая реклама полезна. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение. Всего должно быть приведено четыре аргумента)

31. Приведите три аргумента в пользу негативного влияния низкого уровня правовой культуры на общественную жизнь и правопорядок. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

32. Что-то про охранительную функцию права.

33. Приведите три аргумента в пользу суждения автора о том, что частное и публичное право действуют в комплексе при регулировании семейных отношений. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)

34. Приведите три объяснения в пользу утверждения, что нравственное здоровье общества и хороший морально-психологический климат положительно влияют на правопорядок. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространенное предложение.)

35. Используя обществоведческие знания, назовите любые три способа защиты гражданских прав (в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации) и объясните сущность каждого из этих способов. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Задания 22.

1. В государстве Z растёт популярность дистанционного обучения по различным образовательным программам, в школах на большинстве уроков используются интернет-технологии. Каждый ученик имеет доступ к видеоурокам, другим цифровым учебным материалам. Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что качественные образование и профессия позволяют гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. Образование как социальный институт обеспечивает сохранение, развитие и трансляцию духовного наследия общества. Кроме того, в государстве Z отмечаются тенденция интернационализации образования и активная роль образования в социализации граждан. Какая тенденция образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует социально-культурную функцию образования? В чём может проявляться тенденция интернационализации образования? (Приведите собственный пример / собственное объяснение.) Что, по Вашему мнению, характеризует роль образования в социализации граждан? 

2. Глава государства Z получил власть по наследству. Он единолично формирует кабинет министров, принимает законы, представляет высшую судебную инстанцию. Один из министров обратился к главе государства с докладом, что в стране растёт число безработных, и связал это с развитием цифровых средств коммуникаций и роботизацией производства. Министр отметил, что для решения проблемы безработицы необходимо облегчить процедуру смены места жительства и мета работы для представителей всех сословий. Министр также предложил создать орган власти для надзора за соблюдением законов, прав и свобод человека, представители которого будут поддерживать обвинение в суде. Какова форма правления в государстве Z? (Дайте полное название.) Безработица какого типа/вида описана в условии задания? К какой группе прав относят свободу передвижения и выбора места жительства? Как традиционно называется орган государственной власти, представители которого поддерживают обвинение в суде?

3. Граждане Российской Федерации Марина и Пётр Фроловы, пять лет состоящие в зарегистрированном браке, преподают в школе. Часть своих доходов Марина и Пётр объединяют, а часть оставляют на личные расходы. Средства семейного бюджета расходуются в первую очередь на приобретение одежды, еды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке. Марина и Пётр решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о разделении бытовых обязанностей, своих правах и обязанностях по взаимному содержанию, о способах участия в доходах друг друга, а также пункт, что Марина и Петр одну половину отпуска проводят в Краснодарском крае, а другую – в Карелии. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора указал на необходимость исключить два пункта. Какая информация необходима вам для того чтобы установить является ли семья Фроловых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, позволяющих получить данную информацию). Какой факт из условия задачи характеризует бюджет семьи Фроловых как долевой? Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Фроловых? (Назовите два типа источников доходов. Не следует выписывать упомянутые в условии задачи виды деятельности) Какие два пункта из перечисленных в условии задачи необходимо исключить из брачного договора?

4. Гражданин России А.П. Марьин прошёл путь от рабочего до главного инженера химического комбината. Уставный капитал комбината разделён на определённое число ценных бумаг, владельцы которых, в том числе А.П. Марьин, ежегодно получают часть прибыли в виде дивидендов. Какое социальное явление может быть проиллюстрировано на примере профессиональной карьеры А.П. Марьина? (Укажите социальное явление и два его вида по разным основаниям.) Какова организационно-правовая форма предприятия, на котором работает А.П. Марьин? (Укажите вид хозяйственного общества.) Как владельцы ценных бумаг несут риск убытков, связанных с деятельностью данного предприятия? Отвечают ли они по его обязательствам?

5. Гражданин Российской Федерации А.М. Сидорчук работает инженером на заводе. За выполнение работы, предусмотренной трудовым договором, должностной инструкцией и типовым положением об оплате труда, он ежемесячно получает фиксированный размер денежных средств. Ежемесячно в бюджет происходит отчисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Размер его составляет 13% от заработной платы. А.М. Сидорчук размещает свои сбережения на депозите в банке, отдавая предпочтение срочным вкладам. Какую форму оплаты труда иллюстрирует приведенный пример? К какому виду налогов (в зависимости от того, на какой территории они обязательны к уплате) относится НДФЛ? Какие еще налоги / сборы относятся к этому виду (в соответствии с Налоговым кодексом РФ)? (Укажите любые два других налога/сбора этого вида.) Что отличает срочный вклад от вклада до востребования? (Укажите любые две черты отличия.)

6. К какому типу общества относится общество страны Y? Экономика какого типа описана в тексте задания? Есть ли в тексте задания информация, позволяющая сделать вывод о форме правления в государстве Y? (Свой ответ объясните). Какая тенденция образования описана, но не названа в тексте?

7. 1) Выписать из текста характеристику светского государства. 2) Форма правления (парламентская республика). 3) Тип общества (постиндустриальное). 4) Приведите любые две характеристики демократической семьи.

8. 1) Назовите форму государства (президентская республика) 2) Выпишите из текста признак социального государства. 3) Назовите идеологию описанной партии (консервативная). 4) Определите тип лидерства по легитимности (рационально-легальный).

9. А. и Б. составили брачный договор до вступления в брак. Договор включал несколько пунктов, в том числе про домашние обязанности и обязательство показывать личную переписку. Нотариус отказался заверить данный документ. Какие условия должны быть выполнены для вступления в брак согласно семейному кодексу РФ? Какие пункты нотариус попросил исключить из брачного договора? Объясните, почему эти пункты должны быть исключены? При каком условии заверенный нотариусом брачный договор вступит в силу?

10. В государстве Z президента выбирают на всеобщем голосовании, он формирует правительство и возглавляет его. На выборах в парламент победила политическая партия, которая провозглашает свободу предпринимательства, частную собственность, соблюдение прав и свобод человека главными ценностями. Она имеет местные отделения, в одном из которых начинал свою деятельность будущий лидер партии. Он достиг высокой должности путем выборов и упорной работы. Назовите форму правления государства Z, вид политического режима государства Z, идеологию правящей партии, тип легитимности лидера партии.

11. В государстве Z растёт популярность дистанционного обучения по различным образовательным программам, в школах на большинстве уроков используются интернет-технологии. Каждый ученик имеет доступ к различным цифровым учебным материалам. Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что получение качественного образования и профессии позволяет гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. Образование как социальный институт обеспечивает сохранение, развитие и трансляцию духовного наследия общества. Кроме того, в государстве Z отмечается тенденция гуманизации образования. Какая тенденция образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что образование выполняет роль социального лифта? В чём может проявляться тенденция гуманизации образования? (Приведите собственный пример или собственное пояснение.) Назовите любые три науки, которые традиционно относят к социальным.

12. В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, права и свободы граждан гарантированы, реализуются и защищены законом. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Места в парламенте распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов избирателей при условии, что эти партии преодолели девятипроцентный избирательный барьер. Абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит блоку консервативных партий. Государство Z обеспечивает гражданам страны выплату пенсий, оплату труда осуществляется на уровне не ниже прожиточного минимума, бесплатное здравоохранение, поддерживает материнство, детство, инвалидов. Есть ли в условии задачи информация, позволяющая сделать вывод о форме государственного территориального устройства государства Z? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что государство Z – президентская республика? (Объясните свой ответ.) К какому типу относится демократическая избирательная система страны Z? Приведите два довода в пользу преимущества данной системы.

13. В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, права и свободы гарантируются, защищаются государством. Законодательную власть возглавляет парламент, а всенародно избираемый глава государства возглавляет исполнительную власть. В государстве установлен МРОТ, осуществляется поддержка материнства, отцовства, детства и т.д. Какой факт из условия задачи позволяет утверждать, что в государстве Z установился демократический режим? 2. Приведите полное название формы правления в государстве Z. Какую внутреннюю функцию государства иллюстрирует пример из текста задачи? Какие две характеристики присущи социалистической идеологии?

14. Государство Z состоит из 15 субъектов, не обладающих политической самостоятельностью... Всенародно избираемый президент назначает правительство и возглавляет исполнительную власть. Законодательную власть осуществляет парламент... Государство гарантирует безопасность своих граждан, а также их интересов и прав. Есть ли в тексте задания информация, позволяющая сделать вывод о форме государственного (территориального) устройства государства Z (ответ поясните)? Какая форма правления в государстве Z (приведите полное название)? Как называется внутренняя функция государства, приведённая в примере задания? (Дайте полное название без употребления лишних слов из текста задания). Укажите два любых признака либеральной идеологии.

15. Граждане РФ, пять лет состоящие в зарегистрированном браке, решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты об установлении режима долевой собственности на загородный дом и гараж, о порядке несения каждым из них семейных расходов, и определили имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака. Будет ли брачный договор с такими пунктами удостоверен? (Объясните свой ответ.) Кто вправе удостоверить брачный договор? Какие любые два личные неимущественные права супругов устанавливает Семейный кодекс РФ? В каких двух любых ситуациях расторжение брака в РФ производится в органах ЗАГС?

16. Гражданин Карпов – водитель автобуса.

17. Гражданин Лысенко преподает в лицее. Он владеет на правах собственности квартирой и загородным домом. Ежегодно в установленные законом сроки он уплачивает налог на имущество физических лиц. Лысенко размещает свои сбережения на депозите в банке, отдавая предпочтение срочным вкладам. Он активно пользуется интернет-банкингом. К какому виду налогов (в зависимости от того, на какой территории обязателен к уплате) относится налог на имущество физических лиц? Какие два других налога / сбора относятся к этому виду (в соответствии с Налоговым кодексом РФ)? Что отличает срочный вклад от вклада до востребования? (Приведите два отличия). В чем по Вашему мнению заключается главное преимущество такой услуги, как интернет-банкинг?

18. Гражданин учится в медицинском университете, параллельно работает в больнице, где получает фиксированный доход. Образование какого уровня получает гражданин? Какова форма его заработной платы в больнице. Какой политической идеологии он придерживается? (консерватизм). Какая конституционная обязанность, связанная с заработной платой и другими доходами, возложена на гражданина?

19. Задача, в которой следовало определить: 1. Индустриальный тип общества. 2. Командная экономика. 3. Тоталитарный режим. 4. Экологическое право (отрасль).

20. Из-за обесценивания денег Иван Аркадьевич решил купить и подарить своему внуку Антону телефон. Благодаря телефону внук смог зайти в Интернет и посмотреть домашнее задание. Домашнее задание было таким: определите форму правления в государстве, где всенародно выбираемый глава государства возглавляет правительство и исполнительную власть Какое экономическое явление описано в тексте задания? Какое правомочие собственника реализовал Иван Аркадьевич. Какая тенденция образования проиллюстрирована в тексте задания? Приведите полное название формы правления из домашнего задания.

21. К какому виду налогов (по территории, на которой он устанавливается) относится налог на имущество физических лиц? Какие ещё два налога относится к этому виду налогов? Чем отличается срочный вклад от вклада до востребования? Назовите два отличия. В чём заключается преимущество интернет-банкинга?

22. Какая информация указывает, что государство светское; полная форма правления (парламентская республика); тип общества (постиндустриальный). Назовите любые две характеристики демократической семьи.

23. Какой тип общества сложился в государстве Z? (информационное). Какие два вопроса нужно задать, чтобы определить тип экономической системы в государстве Z? Назовите тенденцию образования, описанную, но не названную в тексте. (информатизация). Приведите собственное объяснение или пример, характеризующие тенденцию интернационализации образования.

24. На какой ступени образования находится персонаж? Какова форма заработной платы? (оклад), Какая идеология описана в условии задания? С какой конституционной обязанностью связано получение прибыли? (уплата налогов)

25. Назовите политический режим, установившийся в государстве Z. (демократический). Какая тенденция развития образования описана, но не названа в тексте? (информатизация). Назовите тип общества, описанного в условии задания (постиндустриальное). Есть ли в условии задания информация, позволяющая сделать вывод о государственном (территориальном) устройстве государства Z?

26. Описана многопоколенная семья Тюриковых с натуральным и денежным доходом. Найдите подтверждение, что натуральный доход есть. Назовите другие виды доходов этой семьи. Определите тип семьи по составу. Назовите проиллюстрированную функцию семьи (экономическая).

27. Определить вид семьи по составу, тип социальной мобильности. Назвать, как часто проходят выборы в Государственную Думу РФ. (?)

28. Семья Гороховых владеет землёй и сдаёт её в аренду. Вместе с супругами Еленой и … и детьми живёт отец Елены, который работает главой городской администрации. Он прислушивается к людям при принятии управленческих решений. Их сын Николай обучается в 10 классе. К какому типу семьи (в зависимости от состава/структуры) относится семья Гороховых? К какому типу лидеров (в зависимости от способа принятия решений) относится отец Елены? Какой факторный доход получает семья Гороховых за свой земельный участок? Образование какого уровня получает Николай? (Укажите полное название)

29. Семья Лосевых. Назовите тип семьи Лосевых в зависимости от состава. Будет ли удостоверен их брачный договор? Вопрос о расходах семьи. Назовите два отличия срочного вклада от вклада до востребования.

30. Совершеннолетние дееспособные граждане РФ Сидорова и Кузнецов, не состоящие в зарегистрированном браке, один год проживали в квартире Сидоровой и вели совместное хозяйство. Сидорова родила ребенка, после чего сожитель оставил её и переехал. При регистрации ребенка в ЗАГСе Кузнецов отказался подать заявление о регистрации отцовства. Гражданка Сидорова обратилась с иском в суд об установлении отцовства Кузнецова. В рамках какого судопроизводства будет рассматриваться это дело? Какова процессуальная роль Кузнецова в данном судопроизводстве? Если иск будет удовлетворён, то какую обязанность в отношении ребёнка будет нести Кузнецов? Каковы основные права несовершеннолетних? (Укажите любые три права с опорой на Семейный кодекс Российской Федерации.)

31. Совершеннолетний гражданин России Козлов работает на предприятии и получает фиксированную заработную плату. Уставный капитал предприятия разделён на определённое число ценных бумаг, владельцы которых, в том числе Козлов, ежегодно получают часть прибыли в виде дивидендов. Назовите форму зарплаты гражданина Козлова. Назовите тип юридического лица предприятия в зависимости от целей деятельности. Какова организационно-правовая форма данного предприятия? (Назовите форму хозяйственного общества.) Назовите еще две отличительных черты предприятия данной формы, кроме отличия, названного в тексте.

32. Совершеннолетний дееспособный гражданин Макаров заключил с работодателем договор на 3 года без испытательного срока. Трудовой договор был составлен в письменной форме, в одном экземпляре, подписан одной стороной и хранится у работодателя. Спустя два года гражданин решил расторгнуть договор, уведомив об этом работодателя в письменной форме за две недели. Работодатель отказался расторгнуть договор, ссылаясь на то, что срок договора не истёк. Какие нормы ТК РФ были нарушены при заключении договора (укажите все нарушенные нормы)? Назовите любые три права работника, которыми он располагает в соответствии с трудовым законодательством РФ. Правомерен ли отказ работодателя в расторжении трудового договора? (свой ответ обоснуйте). Назовите два основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

33. В государстве Z растёт популярность дистанционного обучения по различным образовательным программам, в школах на большинстве уроков используются интернет-технологии. Каждый ученик имеет доступ к различным цифровым учебным материалам. Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что получение качественного образования и профессии позволяет гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. Образование как социальный институт обеспечивает сохранение, развитие и трансляцию духовного наследия общества. Кроме того, в государстве Z отмечается тенденция гуманизации образования. Какая тенденция образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции. В чём может проявляться тенденция гуманизации образования? (Приведите собственный пример или собственное пояснение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта? Какие ещё функции выполняет образование? (Укажите любые две функции не из условия задачи.)

Задания 23.

1. 1) федеративное государство; 2) светское государство; 3) социальное государство.

2. 1) государство с республиканской формой правления; 2) демократическое государство; 3) государство с многообразием форм собственности.

3. 1) государство с республиканской формой правления; 2) светское государство; 3) государство, где гарантируется презумпция невиновности

4. 1) светское государство; 2) государство с многообразием форм собственности; 3) государство, где гарантируется презумпция невиновности.

5. Конституция Российской Федерации закрепляет права и свободы человека, присущие ему от рождения, вытекающие из естественного статуса человека как такового.

6. Конституция Российской Федерации закрепляет условия, позволяющие гражданину быть субъектом политической деятельности.

7. 1) государство с многообразием форм собственности; 2) государство, гарантирующее презумпцию невиновности; 3) социальное государство

8. 1) государство с республиканской формой правления, 2) суверенное государство, 3) государство с многообразием форм собственности.

9. 1) государство с республиканской формой правления, 2) суверенное государство, 3) государство с многообразием форм собственности.

10. 1) государство с республиканской формой правления; 2) светское государство; 3) государство с многообразием форм собственности

11. 1) государство с республиканской формой правления; 2) социальное государство; 3) светское государство

12. 1) демократическое государство; 2) федеративное государство; 3) суверенное государство

13. 1) светское государство; 2) социальное государство; 3) государство с многообразием форм собственности

14. 1) светское государство; 2) федеративное государство; 3) государство, в котором создаются условия для реализации хозяйственной инициативы

15. 1) суверенное государство; 2) государство с многообразием форм собственности; 3) государство, гарантирующее презумпцию невиновности.

16. 1) суверенное государство; 2) государство, в котором реализуется принцип разделения властей; 3) государство с многообразие форм собственности

17. 1) суверенное государство; 2) федеративное государство; 3) государство с многообразием форм собственности

18. 1) федеративное государство; 2) государство с многообразием форм собственности; 3) государство, гарантирующее презумпцию невиновности

19. 1) федеративное государство; 2) государство с республиканской формой правления; 3) государство с многообразием форм собственности

20. 1) федеративное государство; 2) демократическое государство; 3) государство с многообразием форм собственности на землю.

21. 1) федеративное государство; 2) демократическое государство; 3) государство с многообразием форм собственности

22. 1) федеративное государство; 2) суверенное государство; 3) государство с многообразием форм собственности

23. В Российской Федерации существуют условия для реализации человека в качестве субъекта экономической деятельности.

24. В Российской Федерации существуют условия для свободной экономической деятельности.

25. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

26. Конституция Российской Федерации закрепляет условия для полноценного исполнения человеком социальной роли собственника различных факторов производства.

27. Конституция Российской Федерации закрепляет условия для удовлетворения потребности человека в труде.

28. Конституция Российской Федерации закрепляет условия для удовлетворения потребности человека в личной безопасности и защищённости.

29. Конституция Российской Федерации закрепляет условия, позволяющие гражданину участвовать в экономической жизни общества.

30. Конституция Российской Федерации определяет условия для удовлетворения духовных (идеальных) потребностей человека.

31 Конституция РФ выдвигает требования к гражданину действовать в интересах государства, общества, других граждан.

32. Конституция РФ закрепляет возможность человека реализовать себя в качестве субъекта политики.

33. Конституция РФ закрепляет исполнение гражданином обязанностей в пользу общества.

34. Российская Федерация – социальное государство.

35. Россия – федеративное государство.

 

Задания 24.

1. Познавательная деятельность

2. Наука как социальный институт

3. Искусство как форма духовной культуры и социальный институт

4. Экономика как наука

5. Производство экономических благ

6. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ

7. Эффективность деятельности предприятия

8. Деятельность коммерческих банков

9. Работник на рынке труда

10. Ценообразование на рынке труда

11. Инфляция как макроэкономический фактор

12. Домохозяйства как основной субъект потребления в экономике

13. Домохозяйства на финансовом рынке

14. Роль государства в современной экономике

15. Налогообложение в Российской Федерации

16. Влияние малой социальной группы на человека

17. Семья

18. Семья как социальный институт и малая группа

19. Социальный контроль

20. Негативное отклоняющееся поведение

21. Политические институты в современном обществе

22. Общая характеристика политической деятельности

23. Политическая деятельность

24. Форма государства

25. Демократическое правовое государство

26. Демократия

27. Избирательная система в демократическом государстве

28. Юридическая ответственность в РФ

29. Право собственности в РФ

30. Судебное разрешение гражданских споров в Российской Федерации

31. Трудовое право как отрасль российского права

32. Семейное право как отрасль российского права

33. Уголовное право как отрасль российского права

34. Экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности

35. Уголовное судопроизводство в РФ

36. Судебная система Российской Федерации

Задания 25.

1.

2.

1) Обоснуйте постоянно растущую роль науки в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие отечественные учёные в области естественных наук Вам известны? (Назовите любых трёх учёных. Это могут быть отечественные учёные, представляющие одну и/или несколько естественных наук.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2) учёных приведите по одному примеру, иллюстрирующему его вклад в науку. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

3.

4.

5.

1) Обоснуйте важность постоянного анализа эффективности предприятия. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Назовите любые три меры повышения эффективности деятельности фирм.
3) Проиллюстрируйте осуществление мер, названных в пункте 2), в рамках российской экономики. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

6.

7.

1) Обоснуйте важность деятельности коммерческих банков для развития рыночной экономики. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие три организации (кроме коммерческих банков) называют финансовыми посредниками? (В ответе напишите названия организаций/виды организаций)
3) Проиллюстрируйте примерами действие каждой из организаций, указанных в пункте 2), на территории РФ. (Всего должны быть названы три организации и приведено три примера. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

8.

1) Обоснуйте необходимость проведения государством политики в области занятости. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Назовите любые три меры, которые Российская Федерация осуществляет в области занятости.
3) Проиллюстрируйте примером каждую из мер, названных в пункте 2). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

9.

10.

11.

1) Обоснуйте необходимость государства проводить государственную политику импортозамещения в РФ. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Укажите любые три преимущества, позволяющие фирмам быть успешными на рынке.
3) Проиллюстрируйте реализацию преимуществ, указанных в пункте 2), в условиях политики импортозамещения в РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

12.

13.

14.

1) Обоснуйте необходимость активного участия государства в современной экономике. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Назовите три любых способа решения государством проблемы внешних эффектов в экономике.
3) Проиллюстрируйте примерами осуществление в российском обществе каждого из способов, названных в пункте 2). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

15.

16.

1) Обоснуйте важность укрепления семьи как социального института. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие меры государственной поддержки семьи применяются в России? Назовите любые три меры.
3) Проиллюстрируйте примерами применение каждой из мер, названных в пункте 2), в вашем регионе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

17.

18.

19.

20.

21.

1) Обоснуйте необходимость участия политических институтов в социализации индивидов. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какими способами политические институты осуществляют политическую социализацию? Назовите любые три способа.
3) Проиллюстрируйте осуществление российскими политическими институтами политической социализации каждым из способов, названных в пункте 2). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

22.

23.

1) Обоснуйте необходимость закрепления формы государства в нормативных правовых актах. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Назовите любые три внутренних функции государства.
3) Проиллюстрируйте примерами выполнение Российской Федерацией каждой из функций, указанных в пункте 2). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24.

1) Обоснуйте важность проведения выборов для обеспечения стабильности в демократическом государстве. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Укажите любые три преимущества избирательной системы, которая применяется на выборах депутатов Государственной Думы.
3) Проиллюстрируйте примером реализацию каждого из преимуществ, указанных в пункте 2). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

25.

26.

1) Обоснуйте необходимость разделения властей в демократическом государстве. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Как организовано разделение властей в Российской Федерации? (Назовите ветви власти и их высшие органы в Российской Федерации.)
3) Приведите три примера, иллюстрирующих действие системы «сдержек и противовесов» в Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных элемента системы «сдержек и противовесов».)

27.

28.

1) Обоснуйте важность неотвратимости юридической ответственности для предотвращения совершения правонарушений. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Назовите любые три вида правонарушений в Российской Федерации.
3) Для каждого из видов правонарушений, названных в пункте 2), приведите пример, иллюстрирующий наступления юридической ответственности после совершенного правонарушения. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

29.

1) Обоснуйте необходимость правомерного поведения граждан для сохранения стабильности в обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Назовите любые три правомерных действия гражданина РФ.
3) Проиллюстрируйте влияние каждого из поступков, названных в пункте 2), на стабильность общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

30.

31.

32.

1) Обоснуйте необходимость правового регулирования трудовых отношений. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Какие меры предпринимаются современным российским государством для обеспечения занятости трудоспособного населения? Назовите любые три меры.
3) Для каждой из указанных в пункте 2) мер приведите по одному примеру, иллюстрирующему её реализацию в Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

33.

34.

35.

1) Обоснуйте необходимость независимости судебной системы от других ветвей государственной власти в демократическом государстве. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Назовите трёх любых участников гражданского судопроизводства в России.
3) Приведите примеры, иллюстрирующие конкретные процессуальные действия каждого из участников, указанных пункте 2). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Источник: НезЛО Антона Чубукова

Популярные материалы