Ответ:
1. Обоснование. Рыночная экономика имеет ряд недостатков, которые неустранимы силами самого рынка. Одним из таких «провалов» рыночной системы хозяйствования является тенденция к монополизации рынков. Поэтому государству приходится вмешиваться в экономику и поддерживать конкуренцию, которая, в свою очередь, стимулирует поиск новых экономических решений, внедрение инновационных технологий и улучшение качества товаров и услуг, что обеспечивает постоянное развитие экономики.
2. Ответ на вопрос. Меры по защите конкуренции, принимаемые российским государством: контроль государства за слиянием фирм (вплоть до необходимости получения разрешения правительства на слияние); предельное упрощение процедуры создания новых фирм; снятие барьеров экспорта/импорта.
3. Примеры, иллюстрирующие меры по защите конкуренции в РФ:
1) Контроль государства за слиянием фирм. Федеральная антимонопольная служба заблокировала сделку Avito по покупке сервиса по продаже и аренде недвижимости «Циан», так как слияние компаний могло привести к созданию доминирующего положения и ограничению конкуренции на рынке.
2) Предельное упрощение процедуры создания новых фирм. Федеральная Налоговая служба России завершила работу по созданию на всей территории страны полной сети единых регистрационных центров для частных предпринимателей и организаций по системе «одного окна», что позволяет предпринимателям зарегистрировать свой бизнес в течении двух недель и без лишних усилий.
3) Снятие барьеров экспорта/импорта. Государственная Дума приняла закон, разрешающий «серый импорт» (то есть, импорт без разрешения производителя) зарубежных товаров, чтобы российские потребители имели широкий выбор даже в условиях санкций.
Источник: Обществознание | Школково
1. Обоснование. Проведение государством политики
поддержки конкуренции необходимо для того, чтобы рынок наполнялся
разнообразными качественными товарами и услугами, не создавался их дефицит.
Государство должно поддерживать конкуренцию ещё и потому что она способствует
очищению рынка от убыточных предприятий и сохранению рентабельных предприятий.
Конкурируя между собой, производители стремятся внедрять в производство
инновации, что в целом способствует прогрессу науки и техники и это ещё одна
причина, почему нужна поддержка конкуренции со стороны государства.
2. Меры по защите
конкуренции: контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства; упрощение процедуры создания новых фирм;
субсидирование отечественного бизнеса.
3. Примеры:
3.1 Контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства: В 2021 году Федеральная антимонопольная служба РФ возбудила
дело о необоснованном повышении цен компаниями "Северсталь",
"ММК" и "НМЛК". После того, как эти металлургические
компании подняли цены, их прибыли увеличились в 3 раза, хотя спрос не вырос. Но
после проверок компании были вынуждены снизить цены и выплатить крупные штрафы.
3.2 Упрощение процедуры создания новых фирм: на сайте ФНС
(федеральная налоговая служба) России создана возможность для электронной
регистрации бизнеса с получением результата госуслуги без уплаты госпошлины и
без посещения налоговой инспекции.
3.3 Субсидирование отечественного бизнеса: граждане РФ могут
заключить с органами соцзащиты соцконтракт и получить 250 тысяч рублей на
открытие бизнеса.
Источник: Школа обществознания | Курсы ЕГЭ
1. Обоснование. Конкуренция – это экономическое
соперничество субъектов экономики за право получения большей доли определенного
вида ограниченных ресурсов. Конкуренция ведет к внедрению достижений
научно-технического прогресса в производство, более эффективному использованию
ресурсов, росту качества и ассортимента товаров, снижению цен. Отсутствие
защиты конкуренции приведет к монополизации рынков, которая, в свою очередь,
приведет к падению качества продукции и росту цен на нее. Таким образом, в
условиях рыночной экономики государству необходимо проводить политику,
направленную на защиту конкуренции.
2. Меры по защите
конкуренции:
3. Примеры:
а) Поддержка малого и среднего бизнеса. Во время пандемии COVID-19 для малого и среднего бизнеса были
введены налоговые каникулы, что помогло им в сложный период успешнее
конкурировать с более крупными и устойчивыми компаниями.
б) Контроль над ценообразованием. В 2018 году Федеральная
антимонопольная служба принудила крупнейших сотовых операторов России отменить
внутрисетевой роуминг внутри России, так как они получали от него необоснованно
высокие прибыли и совместно поддерживали цены на высоком уровне.
в) Привлечение к юридической ответственности. ФАС возбудила
дело против «Мегафона» из-за роста цен на тарифы. В мае 2022 г. «Мегафон»
повысил тарифы на услуги связи для более 16,5 млн абонентов в среднем на 12 %.
В ФАС заявили, что это не соответствует уровню инфляции с начала года.
Источник: Soc Education | Обществознание и история
1) Обоснование. Конкуренция дает возможность выбора потребителю, способствует снижению цен и стимулирует технический прогресс в масштабе всей страны. Но логика развития рыночных отношений может привести к монополизации рынка, поэтому государство вынуждено применять особые меры для защиты конкуренции.
2) Ответ на вопрос:
3) Примеры:
1. Правительство РФ утвердило перечень услуг, оказываемых предприятиями жилищно-коммунальной сферы, цены на которые не могут расти более чем на 3 % в год;
2. По инициативе Министерства сельского хозяйства в России были введены экспортные пошлины на вывоз зерновых и подсолнечника, что привело к росту конкуренции между сельхозпроизводителями на внутреннем рынке.
3. Снижение налогов на услуги гостиниц и отелей для туристов в 2022 году привело к преодолению дефицита современных качественных отелей, улучшению инфраструктуры туризма в стране.
Источник: Обществознание | Эксперт ЕГЭ