Абсолютная истина
- знание, которое не меняется в процессе познания (знание, которое не может быть опровергнуто)
- полнота, точность, исчерпывающий характер
Глобализация
-
процесс сближения народов и государств
-
охватывает все сферы общественной жизни
-
противоречивый характер (положительные и отрицательные последствия)
Глобальные проблемы (угрозы)
-
угрожают всему человечеству
-
проявляются в мировом масштабе
-
их решение требует совместных усилий всего человечества
Деятельность
-
осуществляется для удовлетворения потребностей
-
целенаправленность (целевой характер)
-
осознанность (осознанный характер)
-
свойственна только человеку
Игра как вид деятельности
-
направленность на получение удовлетворения от самого процесса
-
добровольный характер
-
совершается по определенным правилам
-
происходит в условной воображаемой ситуации
Индустриальное общество
-
основной фактор производства - капитал
-
массовое промышленное производство
-
появление массовой культуры
-
механизация и автоматизация производства и управления
Искусство (как область
духовной культуры)
-
способ познания мира посредством художественных образов
-
наглядность
-
основано на чувственном восприятии окружающего мира
-
носит субъективный характер
Истина
-
соответствие действительности, свойствам познаваемого предмета
-
объективность
-
конкретность
Личность
-
совокупность социально значимых качеств человека
-
формируется в процессе усвоения социальных норм и образцов, культуры данного
общества
-
формируется и развивается на протяжении всей жизни человека
-
субъект социальных отношений и сознательной деятельности
Массовая культура
-
ориентация на вкусы и запросы массового потребителя
-
носит преимущественно развлекательный (занимательный) характер
-
носит коммерческий характер (целью создания продукта является получение
прибыли)
-
серийность, тиражируемость
Мировоззрение
-
система взглядов, оценок, норм и установок, ценностей, чувств, убеждений
- определяет
отношение человека к природе, обществу и самому себе
- создает
определенную картину мира для человека
- даёт
человеку ориентиры и цели для всей его сознательной деятельности
Мировые
религии
-
большое число последователей по всему миру
-
стремятся широко распространить своё учение
-
выходят за пределы этносов и государств
Мораль (как вид социальных норм)
-
основана на представлениях о добре и зле
-
гарантом соблюдения являются совесть индивида и общественное мнение
-
возникает стихийно
-
имеет неписаный характер
Мышление
-
обладает опосредованным характером, т. е. познающий человек с помощью мышления
проникает в скрытые свойства, связи предметов
-
обобщённо отражает действительность, т.к. сосредотачивается на общих и
отличных, а также существенных элементах различных предметов и явлений
-
тесно связано с языком
-
результаты работы мышления закрепляются в форме понятий, суждений,
умозаключений
Народная культура
-
создаётся не профессионалами, а коллективной творческой деятельностью народа
-
имеет анонимный характер
-
как правило распространяется без записи, в устной форме
-
установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
Научное познание (наука)
-
объективность получаемого знания
-
проверяемость и воспроизводимость знаний
-
доказательность
-
системность
Образование
-
направлено на получение знаний, навыков или умений
-
осуществляется в интересах человека, общества и государства
-
носит организованный и системный характер
Общение
как вид деятельности
-
обмен информацией, мыслями, чувствами между людьми
-
установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми
-
предполагает наличие партнёра
Общество (как система)
-
сложность
-
динамичность
-
самоорганизованность
-
воспроизводит себя
Общество (как часть
материального мира)
-
обособленность от природы
-
тесная связь с природой
-
включает способы взаимодействия и формы объединения людей
Ответственность
-
осознание и учет возможных последствий своих действий
-
зависит от степени свободы человека
-
готовность следовать нормам и принимать санкции за их нарушение
Относительная истина
-
зависимость от условий познания и инструментов познания (от уровня развития
познания)
-
ограниченно верное, недостаточно полное знание
Постиндустриальное (информационное) общество
-
основной фактор производства - информация (знания)
-
развитие наукоёмких производств и средств коммуникации
-
выдвижение на первый план сферы услуг
-
ведущая роль науки
Потребность
-
нужда в чём-либо необходимом для существования и развития человека
-
безграничность
-
переживается и осознается человеком
-
лежит в основе мотивов поведения человека (побуждает к деятельности)
Революция (революционные изменения)
-
полное изменение общественной жизни, построение нового порядка/строя
-
резкие качественные изменения
Религия
-
вера в существование сверхъестественного и поклонение ему
-
наличие религиозных обрядов, ритуалов, действий - культов
-
наличие организаций, форм объединений верующих
Реформа (эволюционные изменения)
-
целенаправленность преобразований
-
постепенность
-
не уничтожает основ существующего социального строя
-
проводится государством
Свобода (Свобода человека)
-
подразумевает возможность выбора
-
ограничена объективными рамками законов природы и общества
-
подразумевает ответственность личности за результаты своего выбора
Сознание
-
свойственно только людям
-
связано с речью
-
совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком
объективного мира
-
заключается в обобщенном отражении действительности
Социальное познание
-
субъект и объект познания совпадают
- получаемое
социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания, имеет
ценностный характер
- ограниченная
возможность применения такого метода научного познания как эксперимент
Социальные ценности
-
одобряются большинством людей и обществом
-
выражают представления о добре, зле, справедливости, любви, дружбе, хорошем и
плохом
-
служат основой для формирования социальных норм
-
выполняют функцию оценки явлений окружающего мира, предотвращения социальных
конфликтов / объединяют людей
Социальный
институт
-
направленность на удовлетворение базовых потребностей человека и общества
-
содержит установки и образцы поведения
-
действие в соответствии с социальными нормами
-
наличие системы учреждений, обеспеченных определенными средствами для
осуществления деятельности
Способности
человека
-
обеспечивают успешность выполнения определенного рода деятельности
-
основаны на генетически предопределенных задатках
- развиваются
постепенно в процессе обучения и освоения соответствующей деятельности
- их
развитие зависит от активности и целеустремленности самого человека
Традиционное (аграрное) общество
-
основной фактор производства - земля
-
господство натурального хозяйства
-
широкое использование ручных орудий труда
-
сословная иерархия и привилегии
Учение как вид деятельности
-
направленность на получение знаний, умений и навыков
-
требует наличия специальных средств - учебников и специальных лиц -
преподавателей
Человек как биосоциальное существо
- обладает сознанием, мышлением и
членораздельной речью
- обладает способностью создавать
сложные орудия труда
- обладает способностью к
целенаправленной, в том числе творческой деятельности
- наличие духовных потребностей
Элитарная культура
-
предназначена для узкого круга ценителей, знатоков
-
высокий уровень сложности, трудна для понимания неподготовленным человеком
-
получение прибыли не является главным стимулом
-
новаторство
-
стремление к авторскому самовыражению
Источник: НезЛО Антона Чубукова