Одним из отличительных признаков рынка является свобода – производители самостоятельно решают как, сколько и что производить. Одновременно с этим рынок выполняет санирующую функцию, очищая экономику от неэффективных структур. Также не стоит забывать, что деятельность участников рынка регулируется определенными правилами и законами. Именно об этом и говорит американский социолог Роберт Хейлбронер, называя рынок вершиной свободы и строгим надсмотрщиком.
Рыночная экономика – это способ организации хозяйственной
жизни общества, основанный на частной собственности, частной хозяйственной
инициативе и конкуренции. В условиях рынка все участники экономических
отношений вправе делать то, что им нравится. Производитель выпускает те товары
и оказывает те услуги, которые хочет он и в объеме, который ему кажется
правильным. Правда, в условиях многообразия товаров и услуг, избирательный
покупатель выбирает самый качественный и дешевый продукт, способный
удовлетворить его потребность. Так работает закон спроса: при прочих равных
условиях, потребитель выбирает товар, который дешевле. Так спрос рождает
предложение. Ведь деятельность производителя направлена на получение
максимальной прибыли, поэтому он будет стремиться продать товар, который точно
купят – необходимый потребителю товар. Если он будет производить и продавать
товар, который не соответствует спросу, он не получит максимальной выгоды, а
значит не удовлетворит свою потребность в прибыли, не выполнит цель своей
трудовой деятельности. Рыночная экономика характеризуется неравенством доходов,
периодическими экономическими кризисами, безработицей и прочими
несовершенствами. Чтобы этих несовершенств избежать, участники рынка должны
пользоваться своей экономической свободой грамотно и рационально, иначе
"надсмотрщик" в лице рынка выведет их из конкурентной борьбы. Так
работает рыночная экономика: менее успешные производители, производящие
некачественные, дорогие товары выбывают из рынка. Поэтому рынок сочетает в себе
две несовместимые на первый взгляд характеристики – полную свободу и серьезный
контроль.
В 2015 году в газете "Ведомости" появилась
информация об уходе японской компании "Тошиба" с российского рынка. Фирма не
справилась с высокой конкуренцией на рынке техники. Руководитель компании
сообщил, что 70% отечественного рынка занимает техника конкурентов, а на их
товары приходится всего 10%. Мы наглядно можем наблюдать, как работает
санирующая функция рынка: менее конкурентоспособные компании выбывают. Хоть
компания "Тошиба" и была свободна в своей деятельности, законы рынка
не оставили ей другого выхода, кроме как завершения продаж на территории РФ.
Однажды я стал свидетелем настоящего скандала, который
произошел из-за рекламной кампании бренда одежды H&M. Один из самых
популярных в мире брендов одежды H&M опубликовал в своем каталоге снимок,
на котором был запечатлен чернокожий ребенок в толстовке с надписью "лучшая
обезьянка в джунглях". Казалось бы, как проводить рекламную политику, каких
моделей задействовать, какую одежду производить – это личная свобода компании,
тем не менее в нашем толерантном обществе, где проблемы расизма особенно остры,
подобную фотографию сочли вопиющей. Многие знаменитости, сотрудничавшие с
брендом, разорвали контракты, покупатели бойкотировали продукцию бренда,
поэтому бренд принес многократные извинения общественности. Которые, впрочем,
не сильно помогли. На данном примере мы видим, что производители и вправду
свободны в своей деятельности, но они обременены обязанностью за нее отвечать.
Рухнувшие продажи бренда из-за неудачной рекламы – наглядный тому пример.
Общество диктует нормы, деятельность компаний должна им подчиняться, иначе
санкции последуют незамедлительно.
Таким образом, можно сделать вывод, что Роберт Хейлбронер верно называл рынок вершиной свободы и строгим надсмотрщиком. Пусть производители сами распоряжаются своими ресурсами в процессе производства, игнорировать законы и правила рынка, при этом оставаясь на плаву, получая хорошую прибыль, невозможно.
Источник: ЕГЭ. Обществознание