В
данном высказывании известный римский мыслитель поднимает проблему роли и
значения в жизни общества таких социальных норм, как нормы права и морали.
Данная проблема весьма актуальна, так как социальные нормы в современном мире
обеспечивают ему стабильность и поступательное развитие. Автор, проводя
сравнительную характеристику действия норм права и морали, считает, что нормы
морали устойчивее и сильнее укоренены в общественном сознании и потому более
эффективно соблюдаются, нежели нормы права. Я согласен с мнением автора.
Действительно, некоторые нормы морали действеннее и лучше регулируют
общественные отношения, чем многие законы. Рассмотрим теоретический аспект
проблемы. Как известно из курса обществознания, социальные нормы являются
элементом социального контроля и представляют собой общепризнанные правила
поведения.
Различают
множество видов социальных норм, но автор обращает внимание именно на нормы
морали и права. Нормы морали нигде не зафиксированы, основаны на представлениях
о добре и зле, которые закреплены в общественном сознании. Для поощрения или
наказания за совершение того или иного поступка применяются неформальные
санкции. Нормы морали охватывают невероятно широкий круг взаимоотношений между
людьми. Нормы права же, в отличие от норм морали, устанавливаются и фиксируются
в законах государством. В случае их несоблюдения предусмотрены формальные
санкции, соответствующие правонарушению. Сфера действия норм права много уже,
нежели морали. Очень часто закон противоречит нормам морали, и, не смотря на
то, что несоблюдение первых не несет за собой таких суровых санкций, как за
несоблюдение закона, люди, в таких случаях, часто игнорируют нормы права и за
руководство принимают нормы морали.
Например,
в начале восемнадцатого века, когда Россия была империей, существовал закон,
предписывающий священникам передавать содержание исповеди в Тайную канцелярию.
Невыполнение данного требования влекло за собой лишение чина. Но большинство
деятелей церкви руководствовались законом божьим, пренебрегая таким указом.
Другой
пример можно почерпнуть из прочитанной мной работы Ф. Энгельса «Происхождение
семьи, частной собственности и государства», в которой речь идет об Афинском
государстве, столкнувшемся с неприятием свободными гражданами службы в полиции.
Велико было влияние моральных представлений родового строя, и поэтому люди
считали недопустимым службу в полиции, связанной с применением силы по
отношению к своим согражданам, таким же свободным и равным, как и они. Ни
аресты, ни штрафы не сломили столь сильный нравственный протест. Властям
пришлось формировать полицию преимущественно из рабов.
Таким
образом, исполнения норм права довольно трудно добиться, если они коренным
образом расходятся с нормами морали. Для стабильного и устойчивого
функционирования общества нормы права должны основываться на морали, потому что
отсутствие добра и справедливости в законах грозит обществу и государству
хаосом и распадом.