В данном высказывании речь идёт о том,
что без общества человек не будет владеть элементарными нормами морали и
нравственности, правилами поведения и этикета. Только в окружении социума человек социализируется, узнает,
как действовать в той или иной ситуации с точки зрения морали, понимать, что
хорошо, а что плохо, оценивать свои поступки с позиции и добра и зла и делать
из них нужные выводы. Ведь моральные нормы - один из видов социальных норм, её
невозможно иметь и применять вне общества.
Из курса обществознания мне известно,
что социализация - процесс усвоения человеком определённой суммы знаний, норм,
ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена
общества. Социализация продолжается в течение всей жизни, поскольку человек за
это время осваивает множество социальных ролей, новые социальные статусы.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи
агентов (конкретных людей) и институтов (социальных учреждений) социализации,
которые обучают культурным нормам и образцам, ведут контроль за их усвоением.
Мораль - это совокупность социальных норм, одобренных обществом, определяющих
отношения людей в социуме, а нравственность - степень усвоения личностью
моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
В основе морали лежит общественное мнение, а исполнение моральных норм
контролируется совестью самого человека и обществом, поэтому нарушение норм
влечёт за собой только общественное порицание и осуждение.
В качестве примера можно привести книгу
Р. Киплинга - ,,Книга джунглей", а именно главного героя - Маугли. Маугли
- человек, который с детства живёт в джунглях и воспитывается животными. Он
живёт вне общества, не знает правил поведения, не действует с позиции морали и
нравственности. Маугли не воспитан и не понимает, как вести себя в той или иной
ситуации, но попадая в общество, он обретает некоторые нормы морали, соблюдает
правила поведения, а со временем находит свою любовь, женится и ведёт абсолютно
нормальный, человеческий образ жизни. Таким образом, этот пример иллюстрирует,
что человек усваивает нормы морали, воспитанности и поведения, проходит процесс
нравственного развития только в обществе и негде более.
Также можно привести пример из истории.
Иван VI провёл почти всю жизнь в одиночном заключении, был полностью изолирован
от родителей. С 1744 года он находился в Холмогорах в том же доме, что и
родители, о чём никто из них не догадывался. Комната-камера маленького
наследника была устроена так, что никто, кроме Г. Миллера и его некоторых слуг,
пройти к нему не мог. Содержали Ивана в тюрьме строго. А в 1756 году его
перевезли в Шлиссельбургскую крепость, где он находился в полной изоляции, ему
не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. Немного позже у него
стали проявляться признаки неадекватного поведения и психические расстройства.
Из этого примера следует, что человек без общества не будет развиваться, а
будет лишь стоять на одном месте, развивая в себе лишь болезни и психические
отклонения, поэтому социум необходим для человека, который хочет постоянно совершенствоваться
и улучшаться.
Исходя из всего вышесказанного, можно
сделать вывод, что мораль и основные общественно значимые принципы не могут
формироваться в человеке, который находится вне общества, наоборот, они
закладываются только в том случае, когда человек взаимодействует, имеет связь и
коммуникации с социумом.