В данном высказывании поднимается проблема роли образования в
демократическом обществе в борьбе за свободу. Автор данного высказывания хочет
сказать, что образование намного важнее и эффективнее, с точки зрения
социального контроля и вопроса свободы, чем армия, применяющая силу и насилие,
чаще всего противоречащую правовым нормам и законам, что в демократическом
государстве и социуме - неприемлемо.
Из курса обществознания мне известно, что образование -
получение людьми знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей
человека через систему социальных институтов. Функциями образования является,
во-первых, экономическая, т.е. формирование социально - профессиональной
структуры общества, во-вторых, социальная, т.е. социализация личности,
в-третьих, культурная, т.е. использование ранее накопленных знаний и культурных
ценностей в целях воспитания индивида, развития его способностей. Целью же
образования служит приобщение к достижениям человеческой цивилизации,
сохранение ее культурного состояния. Одним из основных принципов является
свобода и плюрализм образования, которые основываются на понимании
необходимости воспитания в человеке ответственности и свободы, т.е. возможности
и способности человека выбирать решения и действовать в соответствии со своими
интересами и целями с учётом интересов и целей других людей. В то время как
армия иногда использует для достижения поставленных целей антидемократические
средства и методы - насильственные, которые не способствуют развитию у граждан
знаний в области свободы, законности и ответственности. Поэтому, стоит сказать,
что, действительно, образование - тот инструмент, который наиболее грамотно и
эффективнее решает вопросы не только накопления знаний и усвоения ценностей, но
и вопросы, связанные со свободой, гуманностью, ответственностью человека в
демократическом обществе. Теперь можно перейти к примерам.
Для подтверждения своих размышлений приведу пример из
истории, а именно С.Ю. Витте - председателя Совета министров Российской
Империи, который был отправлен императором Николаем II для заключения
Портсмутского мира с Японией в 1905 году. В ходе русско-японской войны Россия
несла тяжелые поражения и потери, были проиграны основные сражения, военная
инициатива была в руках Японии. Но из-за того, что и Япония, и Россия несли
огромные экономические убытки, необходимо перейти к переговорам по заключению
мира было обоюдным согласием. Япония, подталкиваемая США, претендовала на
огромные территории России и выплату от нее достаточно серьёзной контрибуции,
но умелые и грамотные дипломатические действия Витте сгладили последствия для
России, где российская делегация смогла прийти к консенсусу с японской, из-за
чего Россия уступила Японии лишь юг Сахалина, Корея признавалась сферой влияния
японцев и др. уже менее значительные условия, т.е. дипломатические навыки Витте
и делегации способствовали тому, что Россия проиграла войну, но одержала
дипломатические победу. Этим я хочу сказать, что не всегда развернутая армия
приводит к достижению целей и желаний. Навыки и знания, грамотные действия и
способности, умения найти общий язык и договориться - это то, чем должен
обладать не только образованный человек, который ищет свободы, но и
государство, которое желает социальной стабильности и спокойствия, поэтому
нужно уметь выходить из ситуации без применения силы и насилия, потому что это
не всегда эффективно и это всегда приводит к человечески жертвам.
В качестве следующего примера можно взять пример из СМИ.
Северная Корея - это тоталитарное государство, которое, соответственно, ведёт
тотальный контроль над всеми сферами жизни северокорейского общества. Цензура и
контроль над СМИ, единая насильственно-насаждающаяся идеология, господство
одной партии, права и свободы людей не только максимально ограничиваются, но и
полностью отменяются, государство антигуманно использует армию для достижения своих
целей. Северная Корея не взаимодействует с большинством стран мира из-за своего
деструктивного, для многих, мировоззрения. Этим я хочу сказать, что
государство, ограничивающее свободомыслие, свободное образование и выбор людей,
их права и свободы и использующее только методы насилия, не будет полноценно
развиваться и совершенствоваться, а может, и вовсе будет только ухудшаться и
разрушаться. Поэтому если государство желает улучшаться, то ему стоит смотреть
на необходимость обеспечения полноценного образования и развития
демократических основ, нежели прибегать к использованию насилия.
Таким образом, действительно, образование является наиболее эффективным методом для достижения тех или иных целей, которые направлены для развития как свободы личности и общества, так и основ государства, мира, человечества.