Основная мысль данного высказывания заключается в том, что право, как регулятор общественных отношений, совмещает в себе как права, так и обязанности. Наделение человека правом формирует в нём понимание того, что другие люди также имеют определённые права, для защиты которых должны использоваться механизмы обязанностей и чувства долга.
Комментарий: идея высказывания
раскрыта в полном соответствии с критерием 29.1. Плюс, есть небольшое развитие
мысли автора (обязанности и чувство долга), которое будет объяснено в
сочинении.
Для более детального анализа высказывания обратимся к теоретическому материалу. Для начала, право - это совокупность общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения. Право выполняет следующие функции: регулятивную, охранительную, воспитательную оценочную и другие. Право воспитывает у граждан уважение к закону, чувство долга и ответственности.
Система права включает в себя отрасли права, институты права и нормы права. Обязанности - это нормы права, которые содержатся в Конституции и других конституционных актах государства и являются мерой необходимого поведения в обществе. Граждане имеют как права, так и обязанности. Наличие определенных прав заставляет человека уважать права других, в противном случае происходило бы регулярное нарушение прав членов общества. Обязанности защищают права человека, сохраняют стабильность в обществе.
Такая категория морали, как долг, также помогает в укреплении прав, потому что заставляет людей уважать других членов общества в соответствии с моральными принципами. При этом люди, которые не наделены правами, обладают менее развитым сознанием долга, потому что уверены, что если они не имеют прав, то исполнять обязанности они также не должны.
Таким образом, право
является регулятором общественных отношений, выполняет важнейшие для общества
функции. Сама система права включает в себя как права, так и обязанности.
Наличие прав развивает у человека чувство долга, необходимости исполнять обязанности.
И наоборот, отсутствие прав не позволяет развиться осознанию долга.
Комментарий: ключевые понятия и
определения раскрыты верно, есть мини-вывод в конце. Однако некоторые
теоретические положения кажутся лишними (система права, например) и нарушают
логику.
Теперь на модели социальной ситуации покажем, что сознание права
развивает чувство долга. Алексей - житель государства Z, в котором установился
демократический политический режим. Алексей понимает, что у него, как и у
других людей, есть права и обязанности. Система права сформировала у Алексея
уважение к закону, правосознание. Мужчина понимает, что он обладает правами,
потому что другие люди признают это, исполняя обязанности и чувство долга,
ответственности. Наличие прав дает Алексею понимание необходимости уважения
прав остальных членов общества. Поэтому он добросовестно подходит к исполнению
обязанностей. Более того, право воспитало в нем сознание долга, его поведение
соответствует моральным принципам. Так, этот пример показывает, что само наличие
права ведет к развитию сознания долга.
На противоположном примере
докажем, что отсутствие прав не позволяет развиваться сознанию долга. Для этого
приведу пример из прочитанной мною книги Т. Пратчетта "Филин". В
книге описывается жизнь самых бесправных слоев лондонского общества, которые
вынуждены рыться в свалках и канализационных путях, чтобы выжить. В книге такая
категория населения называется томеры. Томеры не имеют абсолютно никаких прав,
государство не помогает им. Именно поэтому они регулярно нарушают права и
свободы других. Томеры не платят налогов, плохо относятся к культурному
наследию. Они могут украсть, убить, ограбить, они живут вразрез с моральными
принципами. Этот пример доказывает, что отсутствие прав уничтожает чувство
долга и ответственности, приносит хаос в общество.
Комментарий: хорошо расписанные
примеры, которые противоположны по смыслу и приведены из разных источников.
Главное - они четко иллюстрируют идею высказывания.
В заключение
хотелось бы сказать, что сознание права действительно развивает сознание долга.
И наоборот, отсутствие прав разрушает общественные отношения, приводит к хаосу.
Комментарий: сочинение (в особенности примеры) соответствует критериям 29 задания. Стоит обратить внимание на качество теоретической части и стараться выстраивать понятия, определения в более логическом порядке.
Источник: https://vk.com/obsh_ege