Несколько примеров, иллюстрирующих важность человеческого
обращения с работниками и качества рабочих условий для всего бизнеса.
Легендарный конструктор советских пушек Грабин вспоминал как
тяжело шла борьба за качество и эту самую культуру производства в конце
тридцатых годов. Даже на оборонных заводах в цехах царило разгильдяйство и не
всегда качественное отношение к своему труду.
Бороться за качество Грабину пришлось нестандартными методами.
Прошлись комиссией по цехам, распотрошили шкафчики рабочих. Выбросили старый
хлам, безжалостно отправились в мусор старые рабочие чертежи. Как объяснял сам
конструктор:
— По такому чертежу вполне можно работать. Но когда слесарь
держит в руках надорванный и заляпанный маслом чертеж — деталь отчего-то тоже
выходит не лучшего качества.
По тому же принципу конструктор перевел конструкторов в новое
помещение с большими окнами с обеих сторон. И дело было не только в том, что
чертежникам нужно хорошее освещение. В залитом солнечным светом, просторном и
хорошо проветриваемом бюро — людям приятно работать. Результат не заставил себя
долго ждать, качество орудий резко пошло вверх.
Авиаконструктор Яковлев, отец знаменитых военных Яков, тоже
писал о важности внутреннего настроя рабочего для качественного производства.
Нововведением Яковлева было красить двери между цехами белой краской. Объяснял
он это так. Рабочие привыкли открывать двери не руками, а ногами. Это даже как
бы удобно, если несешь что-то в руках. Но такое отношение недопустимо.
Как раз из соображений той же самой культуры производства. На
белых дверях отпечатки подметок стали хорошо видны и постепенно рабочие стали
открывать двери как положено. При этом конструктор никаких наказаний за это не
вводил, люди сами решили, что работать в чистом цеху лучше.
Из той же серии традиция введенная Грабиным — приходить на
работу без опозданий, вовремя. Некоторые неорганизованные конструктора часто
опаздывали, но Грабин не стал объявлять выговоры. Вместо этого он каждое утро
выходил перед началом смены к проходной и вежливо за руку здоровался с каждым
опоздавшим. Дело сразу пошло на лад.
В советские годы на крупных заводах существовала традиция
всем цехом выходить и благоустраивать территорию, расчищать и мостить дорожки,
сажать цветы. Казалось бы, какое отношение цветы могут иметь к производству
тяжелых тракторов или текстильного полотна? Тем не менее, эти традиции крайне
положительно сказывались на результатах труда.
Знаменитый пионер автомобильной промышленности Генри Форд еще
сто лет назад приказывал красить углы цехов белой краской. Он запрещал рабочим
складывать в углах цехов заводской хлам (как было заведено практически везде).
А чтобы это всегда было видно и наглядно и понадобилась белая краска.
Углы заводов Форда сияли чистотой и белой эмалью, а с
конвейера одна за одной сходили массовые Форды-Т. Машины, произведенные не
шибко квалифицированными рабочими, на быстро движущемся конвейере, но при это
невиданного по тем временам качества.
Источник: https://vk.com/banka_argumentov