Для подтверждения сказанного обратимся к примеру из общественной жизни. Рассмотрим компанию по производству автомобилей «АвтоВаз», которая на сегодняшний день признана монополистом на автомобильном рынке в России (занимает более 35% рынка). При этом она положительно влияет на экономику в России, так как имеет большие возможности для интернационализации и участия в хозяйственной жизни.
«АвтоВаз» имеет хорошую конкурентоспособность на мировом рынке
и имеет даже ряд предприятий за рубежом, например, завод металлопроката в
Германии. Мы видим, что существование монополии не затрудняет экономическое
развитие и более того, имеет преимущества перед конкурентными рынками.
Кроме того, обратимся к примеру из истории. В античном мире
хорошо знали, что такое монополия и какие выгоды она означает. Например,
Аристотель, живший в IV веке до
н.э., считал создание монополии умелой хозяйственной политикой, к которой может
прибегнуть умный гражданин или правитель.
В качестве примера он рассказывал о том, как «в Сицилии некто
скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железнодорожных мастерских,
а затем, когда прибыли торговцы из гаваней, стал продавать железо как монополист,
с небольшой надбавкой на его обычную цену. И все-таки на 50 талантов он
заработал 100». Данный пример подтверждает то, что монополия не всегда имеет
отрицательное воздействие.
Источник: GORA | Обществознание ЕГЭ
"Монополия далеко не всегда препятствие для экономического развития" (Й. Шумпетер)
Аргументирую свою точку зрения следующим примером. В России сферу железнодорожных перевозок контролирует одна компания – РЖД. На данный момент она является разветвленной и развитой сетью железных дорог в Российской Федерации, а также имеет свои филиалы за рубежом. Конечно, РЖД уникальны, они являются естественными монополистами. Их деятельность приносит множество плюсов, как государству, так и простым гражданам. Например, по причине того, что РЖД имеет филиалы в других государствах, Россия может позволить себе реализовывать свои экономические интересы на международном уровне. Кроме того, цены на услуги контролируются именно внутри данной компании. В заключении стоит отметить, что РЖД действительно является государственной монополией, но вопрос о поддержании состояния компания остается открытым на федеральном уровне.
Также можно рассмотреть пример из
истории. Например, в конце XX в. Дж. Д. Рокфеллером был организован гигантский
трест Standard Oil Company, контролировавший 90% добычи своей нефти в Америке.
Отчасти это было обусловлено владением сетью трубопроводов (естественная
монополия), что позволило ему оказать влияние на независимые нефтедобывающие
фирмы. Размеры этой империи были поразительны: в 1903 г. Standard Oil Company
имела около 400 предприятий, 90000 миль трубопровода. Такая монополия создаст
надежную установку, инфраструктуру и обеспечит низкую стоимость. Прибыль от
стандартной нефти и хорошая тенденция к дивидендам помогли завоевать доверие
инвесторов и, как следствие, увеличить объем инвестиций со стороны инвесторов,
что помогло его дальнейшему росту.
Источник: Обществознание ЕГЭ | SATTAROVFAMILY