В данном
высказывании поднята проблема роли потребителя (спроса) на рынке. Автор хотел
вложить в смысл то, что потребитель серьезно влияет на рыночные отношения и что
без спроса не было бы и предложения. Если у потребителя возникает потребность в
каком-либо продукте, то он формирует спрос, а на спрос уже формируется
предложение.
Обратимся к
теоретическому смыслу высказывания. Как нам известно из курса экономики,
рыночная система – это способ организации экономической жизни, при котором
капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц, ограниченный
ресурсы распределяются с помощью рынка и главные проблемы экономики находятся в
руках спроса и предложения. Чтобы рынок был стабильным и процветающим на нем
должна быть установлена равновесная цена, цена, при которой спрос будет равен
предложению. Раскроем два важнейших понятия спрос и предложение: спрос – это
желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в
течение определенного периода времени, подкрепленное готовностью оплатить покупку,
а предложение – это желание производителя произвести и предложить к продаже на
рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение
определенного периода времени. Если же на рынке не будет существовать
равновесная цена, то рыночный механизм будет нарушен, производители могут
обанкротиться, потребители, по итогу, останутся недовольны, а рынок просто
может рухнуть, ведь придет кризис. Конечно, существуют несколько факторов,
которые могут влиять на формирование спроса у потребителей: ценовые и
неценовые. К ценовым, в первую очередь, относится цена на товары и услуги. К
неценовым – мода, вкусовые предпочтения потребителей, их доходы, сезонность и
так далее. Таким образом, приведенные мной теоретические факты доказывают, что
каждый умный и находчивый производитель будет пытаться «угодить» потребителям и
подстроиться под их предпочтения. Так, спрос играет главную роль во всем
рыночном механизме, ведь если на товар нет спроса, то для производителя это обернется
ужасными последствиями.
Помимо теоретических
доводов приведу ряд конкретных примеров. Для аргументации данной позиции я
хотела бы привести пример из истории, когда в 20-х – 30-х годах XX столетия США
переживали крупнейший экономический кризис, который называется «Великая
депрессия». Одной и, наверное, самой главной причиной этого кризиса явилось
перепроизводство товаров при дефиците денежных средств в государстве. Так как у
людей не было средств, что означает спад спроса, многие фирмы и предприятия
просто обанкротились. Таким образом, этот пример иллюстрирует, что кризисная
ситуация может возникнуть не только при дефиците товаров, но и при дефиците
спроса, ведь неважно сколько могут предложить производители, если спроса на
этот товар по тем или иным причинам нет.
Еще одним
примером, подтверждающим слова автора, может явиться ситуация на рынке техники.
Совсем недавно компания «Apple» выпустила новейшую разработку – беспроводные
наушники, которые безумно заинтересовали людей. Когда спрос на них начал расти
с огромной скоростью, другие компании начали тоже выпускать свои беспроводные
наушники. А так как у компании «Apple» довольно высокие цены на продукцию, и не
все могут позволить её себе приобрести, люди стали скупать такие наушники у
других фирм, что явилось прекрасным обменом: компании удовлетворили свой
коммерческий интерес (получили прибыль), а потребители удовлетворили свою
потребность в новых недорогих беспроводных наушниках. Таким образом, данная
ситуация показывает нам, что если возникает спрос, производители начнут продвигать
и предложение.
Подводя итог
ко всему вышесказанному, можно сделать вывод, что Вернер Мич был абсолютно прав
в своем высказывании. Ведь действительно, потребитель является главнейшим
фактором здорового функционирования рыночной системы.
Источник: Обществознание ЕГЭ | SATTAROVFAMILY