"Внеобщественный человек не может иметь морали" (Вольтер) 2 версия

Выбранное мною высказывание раскрывает проблему усвоения моральных норм, которое способно происходить лишь в процессе социализации.
Один из величайших французских философов-просветителей – Вольтер утверждал: «Внеобщественный человек не может иметь морали». Другими словами, моральные нормы человек может освоить только во взаимодействии с социумом. Невозможно не согласиться с точкой зрения Вольтера: действительно, только в процессе социализации человек усваивает моральные и нравственные нормы.
Подтвердить мнение автора можно с помощью теоретической аргументации. Основным понятием, затронутым в высказывании, является «мораль», которая определяется современными учеными как форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Категориями морали являются добро, долг, совесть, честь, милосердие. Выделяют также функции морали: регулятивную (регулятор поведения людей), ценностно-ориентационную (любой поступок оценивается с точки зрения морали), социализирующую (включение человека в социальную среду через усвоение норм), воспитательную, познавательную (получение знаний путем оценивания своих поступков), коммуникативную, мотивационную, конститутивную и координационную. Стоит отметить такое понятие, как «социализация», которое определяется учеными как процесс становления личности, приобщение индивида к существующим правилам, нормам и образцам поведения. По мнению автора, без социализации человек не сможет освоить нормы морали.
Подтвердить высказывание Вольтера можно, опираясь на факты из социальной действительности. В 2007 году, в Калужской области, жители одной из деревень обнаружили парня, который воспитывался в стае волков: вместе с животными он добывал пропитание, бегая на полусогнутых ногах. Позже молодой человек был отправлен в одну из московских клиник. Он потерял человеческий облик, не умел говорить и копировал повадки волков: вел себя агрессивно, бросался на врачей, обнюхивал предложенную пищу. Так как парень не находился во взаимодействии с обществом, он не умел общаться с людьми, не знал правил поведения и нравственных норм.
Доказать справедливость суждения автора можно, опираясь на факты из истории. В 1991 году одна из крестьянок Уганды, отправившись в джунгли за дровами, обнаружила в стае мартышек маленького мальчика. Его поведение мало чем отличалось от обезьян: он ловко передвигался на четвереньках и без труда «общался» со своей компанией. Мальчик не взаимодействовал с обществом, соответственно, не имел представления об образцах и правилах поведения людей, нормах морали и нравственности. История Джона из Уганды доказывает нам, что без процесса социализации человек не сможет обладать моралью.
Таким образом, с помощью теоретических доводов и аргументации, можно сделать вывод о том, что Вольтер в своем высказывании оказался абсолютно прав: вне социума человек не сможет усвоить моральные и нравственные нормы.

Популярные материалы