В данном
высказывании поднята проблема роли потребителя в условиях рыночной экономики.
В. Мич считает, что потребитель оказывает очень большое влияние на рыночные
отношения, так как именно он является потребителем производимой продукции, и,
соответственно, создает спрос на неё.
Обратимся к
обществоведческой теории. Как известно из курса экономики, рыночное хозяйство
имеет ряд характеристик, отличающих его от других типов экономических систем.
Во-первых, это большая свобода выбора для потребителей и производителей,
во-вторых, разнообразие товаров и услуг, отсутствие дефицита и др. Соответственно,
рыночная система – это такой способ организации экономической жизни, при
которой капитал и земля находятся в частной собственности, ограниченные ресурсы
распределяются с помощью рынка, а главные вопросы экономики решаются
посредством регулирования спроса и предложения. Для нормального
функционирования рынка необходимо установление равновесной цены, при которой
спрос будет равен предложению. Спрос, то есть платёжеспособная потребность
покупателей в данном товаре при данной цене, регулирует предложение – количество
товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте в
конкретное время. В противном случае произойдёт нарушение рыночного механизма,
кризис, и рынок не сможет существовать. На спрос влияют многие факторы: прежде
всего это цена товаров и услуг. Но есть и неценовые факторы, к которым
относятся: доходы потребителей, их предпочтения, сезонность, структура
населения и т. п.
Таким образом,
производитель всегда стремится подстроиться под предпочтения потребителей, так
как предложение напрямую зависит от спроса на товары и услуги. Ни один продавец
не будет предлагать товар, который не пользуется спросом, так как это будет
очень невыгодно и бесполезно для него.
В
подтверждение этой мысли приведу аргументы из различных сфер деятельности.
Очевидным примером влияния потребителей на рынок является пример из истории,
когда в 1920х годах в период НЭПа был кризис сбыта. Этот кризис характеризовался
в отказе потребителей покупать товары по большим ценам. В результате возникло
перепроизводство этих товаров, и вместо увеличения прибыли тресты понесли
значительные убытки. Представленный факт свидетельствует об огромной роли
потребителя в рыночной экономике и подтверждает слова Мича.
В качестве
следующего аргумента, подтверждающего слова экономиста, можно привести пример
из общественной жизни. Сайт Businessman.ru сообщает о том, что самой популярной
транснациональной корпорацией является американская компания Apple. Большой
успех данная компания имеет благодаря выпуску хорошей техники: смартфонов,
ноутбуков, планшетов и т.д. Данная продукция именной этой корпорации пользуется
огромным успехом, что и определяет её лидирующее положение. И в этом случае потребитель
играет большую роль.
Таким
образом, опираясь на приведённые аргументы, можно сделать вывод о том, что
потребитель действительно является важным продуктом рыночного хозяйства, так
как именно от него зависит благополучие как отдельных фирм, так и всей
экономики в целом, а значит, можно говорить о правдивости слов В. Мича.
Источник: Обществознание ЕГЭ | SATTAROVFAMILY