Смысл данного высказывания заключается в
том, что знания, а именно образование является главным критерием социальной
дифференциации, а не собственность. Потому что за счёт знаний, а не состояния,
можно получить высокий и более ускоренный рост по социальной лестнице.
И так, что же есть социальная
дифференциация? Это разделение общества на различные социальные группы, которые
занимают в нем разное положение. Существует схожее по значению понятие
социальной стратификации. Социальная стратификация - это совокупность
расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв. Критерии социальной
стратификации: доход, власть, престиж профессии, образование. Таким образом, и
доход и образование может помочь в росте социальном и в росте карьерном. Но мы
живём во времена, когда информация захватывает мир и становится главным
критерием, соответственно и вытекает она из знаний. Также стоит помнить, что
существует несколько исторических типов стратификационных систем. Долгое время
в России было сословная система, при которой социальный статус передавался по
наследству. Но в 1917 году произошла октябрьская революция, уничтожившая
сословия. Но ещё и до 1917 года сословия теряли своё значение. На смену
сословной системе приходит классовая.
Приведу в пример историю известного
писателя И.А.Бунина. Семья Бунина принадлежала к знатному помещичьему роду, но
к моменту рождения Ивана семейство обнищало. Поступив в Елецкую гимназию, он
был вынужден ее оставить, так как не было денег на обучение. Обучался он дома
под присмотром старшего брата. Через какое - то время его семья переезжает в
фамильное имение Бутырки в Орловской губернии. Здесь, «в глубочайшей полевой
тишине», мальчик познакомился с народным фольклором. Днем он работал вместе с
крестьянами в поле, а по вечерам оставался с ними послушать народные сказки и
предания. Со времени переезда начался творческий путь Бунина. Здесь в восемь
лет он сочинил свое первое стихотворение, за которым последовали очерки и
рассказы. Юный писатель подражал в своей манере то Александру Пушкину, то
Михаилу Лермонтову. Он стал выпускать произведение за произведением, напечатал
перевод поэмы Г. Лонгфелло, а далее будучи знаменитым, становится вовсе первым
из писателей эмигрантов. Первый из русских получил Нобелевскую премию по
литературе. Данный пример показывает, как с помощью знаний, таланта и опыта,
самообразования можно добиться высоких успехов, поэтому получение знаний может
влиять на социальное положение в обществе.
Можем сделать вывод, что именно
получение образования и самообразование становится самым эффективным способом и
критерием роста по социальной лестнице или же лифтом социальной мобильности.
Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию
Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk