Автор выдвигает идею роли и сущности правосознания
для человека, субъектов правоотношений. Он отмечает, что правосознание присуще
только тем, кто понимает соразмерность понятий свобода и ответственность,
допустимые пределы этой свободы.
Для подтверждения авторской идеи
обратимся к теоретическому курсу обществознания. Прежде всего, важно
определиться с ключевым для данной темы понятием, а именно «правосознанием». Правосознание
– это совокупность идей, взглядов, ценностей и оценок к окружающей субъектов
права юридической действительности. Важно отметить, что правосознание обычно не
возникает стихийно, а формируется в процессе социализации личности, поэтому
агентам социализации важно транслировать основополагающие ценности, идеи и
оценки. Близко понятию правосознание понятие правовая культура – это есть
результат правосознания. Правовая культура выражается в наличии у субъектов
права чувства законности, чувства необходимости соблюдения законов,
правомерного поведения. Эти два элемента – правосознание и правовая культура,
взаимосвязаны между собой и не могут существовать обособленно друг от друга,
т.к. являются взаимно обуславливающими и только в гармоничном сочетании
обеспечивают соблюдение норм права. Норма права – это формально определенное,
санкционированное и обеспеченное компетентными органами государственной власти,
правило поведения, обеспеченное мерами государственного принуждения. Нормы права
регулируют существенную часть общественных отношений, без которых невозможно
нормальное функционирование общества. Нормы права содержатся в многочисленных
правовых актах и законах, таких как Конституция РФ, федеральных конституционных
законах и т.д. Исполнение норм права, понимание необходимости их соблюдения
выражается в правомерном поведении субъектов права. Правомерное поведение – это
поведение субъектов права согласно юридическим нормам. Противопоставляется же
правомерному поведению неправомерное, которое не соответствует предписаниям
юридических норм. Следствием неправомерного поведения является юридическая
ответственность. В заключение теоретической части сформулирую вывод: задачей
любого правового государства является формирование правового сознания у
граждан. Агенты вторичной социализации должны формировать правосознание,
прививать основополагающие правовые оценки и идеи, взгляды – это является
гарантом взаимопонимания и стабильности в обществе.
Для подтверждения выделенных идей
обратимся к истории. Так, еще в Древнем Риме, в частности, в законах 12 таблиц
были отражены важные правовые принципы. Например, права одних римских граждан
не должны были нарушить права других римских граждан. Правосознание в Древнем
Риме формировалось путем открытых форумов, на которые мог прийти каждый
свободный римский гражданин, а также речами преторов, консулов и т.д. Таким
образом, государство еще с древних времен понимало роль правосознания в жизни
общества.
Также стоит обратиться к фактам
общественной жизни. Сегодня в РФ формированию правосознания уделяется особое
внимание. Например, в учреждениях среднего, высшего образования приглашаются
представители правоохранительных органов, которые осуществляют правовое
просвещение учащихся. Это лишний раз подтверждает тот факт, что государство
понимает основополагающую роль правосознания.
В заключении хочется сказать, что каждый
из нас должен понимать необходимость соблюдения законов и избегать такого
явления как правовой нигилизм.
Эссе
на максимум баллов с ЕГЭ 2020 г.