В данном
высказывании затрагивается идея влияния конкуренции на производителя. Авторы
говорят о том, что производители в условиях конкуренции не имеют права на
какие-либо просчёты, нерациональное использование ресурсов, их деятельность
должна постоянно соответствовать потребительскому спросу из-за угрозы быть
вытесненными с рынка. В данном высказывании можно выделить два аспекта:
сущность конкуренции и её функции.
Конкуренция –
соперничество, борьба участников рынка за наиболее выгодные условия производства
и реализации товаров и услуг, а также за наилучшие факторы производства. Выделяют
совершенную и несовершенную конкуренцию. К несовершенной конкуренции относят
монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.
Конкурентную борьбу
на рынке выигрывает тот производитель, который смог наиболее полно
удовлетворить потребности потребителя. Этот требует от производителя глубокого
и полного анализа рынка. Так, фирма «Apple» остаётся на
протяжении десятилетия одним их ярких лидеров на рынке смартфонов. Как и первый
айфон, так и последующие удовлетворяют желания потребителей иметь компактный,
надёжный, простой в использовании гаджет. Фирме удалось так организовать своё
производство, чтобы быстро реагировать на изменение спроса. Когда появилась
мода на разноцветные телефоны, Apple в скором
времени презентовала расширенную линейку цветов айфона.
Ещё одним
примером успешного анализа рынка может послужить деятельность беглого
заключённого из рассказа О. Генри «Обращение Джимми Валентайна». Бывший взломщик
сейфов заметил, что в маленьком городе, в который он прибыл, нет хорошего
обувного магазина. Это позволило ему открыть процветающий бизнес.
В настоящее
время реклама играет огромную роль в обеспечении конкурентного преимущества. Потребитель
выбирает продукцию тех производителей, которых часто можно увидеть по
телевизору или в Интернете. Те производители обещают наличие особых свойств продуктов,
основываясь на неграмотности населения, при этом не нарушая законы о честности
рекламы. Также они используют обычные домашние ситуации в рекламе, что только
располагает потребителя. Именно поэтому дети часто покупают Snikers, Bounty, Kinder, несмотря на большое количество более дешёвых, не
отличающихся по вкусу аналогов.
Перейду к
второму аспекту. Одной из важнейших функций конкуренции является стимулирующая.
Она подталкивает производителя наиболее хорошо организовывать имеющиеся у него
ресурсы, вводить инновации, снижать издержки. Всё это необходимо для
обеспечения конкурентного преимущества. Например, из уроков истории мне
известен вклад Генри Форда. Он ввёл впервые в истории производства автомобилей
конвейер, что позволило снизить издержки, повысить качество продукции, а
главное – сделать автомобиль доступным для широких слоёв населения. Конкуренция
требует от производителя нестандартных решений, а также необыкновенных
аналитических и организационных способностей.
Но безусловно важной
в раскрытии данного высказывания функцией конкуренции является санирующая. Невостребованные
предприятия вынуждены уходить с рынка. Сам производитель не смог оперативно
отреагировать на существующий спрос, не смог сконцентрировать ресурсы для
конкурентоспособного продукта, он попадает под действие санирующей функции. Например,
фирма «Nokia» разорилась вследствие того, что когда её конкуренты
начали предоставлять на рынок первые сенсорные телефоны, она всё ещё отдавала
преимущество кнопочным. Также её первые сенсорные телефоны были менее удобны
как в плане размера, так и в плане операционной системы. Ей не удалось
технически догнать стремительно развивающихся конкурентов, это привело к
снижению объёмов продаж, а впоследствии к банкротству. Этот пример широко
освещался в онлайн-газете «Современные технологии» и на ютуб-каналах
обозревателей гаджетов.
Таким образом,
конкуренция действительно дисциплинирует, организует производителя, ведь
побеждают только самые сильные фирмы, быстро реагирующие на изменяющийся спрос,
а нежизнеспособные, не сумевшие сосредоточить свои ресурсы на определённом деле
уходят с рынка.
Эссе
на максимум баллов с ЕГЭ 2019 г.