Данным высказыванием Й. Этвеш хотел
сказать, что подлинный общественный прогресс представляет собой не череду
хаотичных изменений, а ряд взвешенных и поступательных преобразований,
сочетающих в себе как движение к намеченной цели, так и умение оглядываться
назад, анализируя результаты. Для того чтобы подтвердить справедливость
высказывания автора о том, что только лишь при организованном и контролируемом
прогрессе возможно движение вперед, обратимся к теории.
Прогресс – это направление развития от
низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Противоположным
прогрессу явлением является регресс – направление развития от высшего к
низшему, от более совершенного к менее совершенному. Любому прогрессу
свойственна противоречивость, выражающаяся в благоприятных последствиях для
одной сферы, но неблагоприятных для другой. Также существует такое понятие, как
относительность прогресса, которая выражается в неприменимости понятия
прогресса к некоторым областям (например, к искусству). У любого прогресса есть
критерии: улучшение качества и уровня жизни людей, рост средней
продолжительности жизни, рост производительности труда и др. Понятие прогресса
также тесно связано с такими понятиями, как эволюция и революция. Эволюция –
это форма развития общества, характеризующаяся относительно медленными
изменениями. При революции же наблюдается коренная ломка общественных
отношений, резкие изменения во всех сферах общественной жизни. В отличие от
революции, реформа представляет собой изменения лишь определенных сторон
общественной жизни и проводится по инициативе властей. Прогресс как направление
развития общества, конечно, связан с формами развития общества, но в любой
ситуации главной остается необходимость борьбы с отрицательными последствиями
прогресса, что возможно лишь в случае постепенных и взвешенных изменений. Так,
именно прогресс в некоторых сферах, недостаточно контролируемых людьми, привел
к возникновению некоторых глобальных проблем, например, экологической. Мы
видим, что точка зрения Й. Этвеша о необходимости контроля прогресса
подтверждает себя на теоретическом уровне, и теперь я предлагаю обратиться к
практической аргументации.
На уроках литературы мы обсуждали
произведение Е. Замятина «Мы», рассказывающее об обществе, достигшем небывалого
технического прогресса (например, в нем происходит строительство космического
корабля). Но из-за резких и ничем не контролируемых изменений прогресс этот
обернулся регрессом в области духовной. Счастье стало всеобщим и равным,
искусство заменили Музыкальным Заводом, за стихи в адрес Благодетеля
(правителя) казнят. Таким образом, мы видим, что одновременно с техническим
прогрессом происходит деградация духовной сферы. Данный пример подтверждает справедливость высказывания
И. Этвеша о необходимости серьёзного и тщательного контроля общественного
прогресса.
Другим примером является ситуация в
современной Японии, о которой я прочитала в журнале «Человек и природа».
Несмотря на высокий уровень развития, Япония не дает прогрессу выйти из-под
контроля, что становится возможным благодаря тому, что власть страны волнуют не
одни лишь технические достижения, но и состояние окружающей среды. В Японии
функционирует уникальная система по сбору и переработке мусора, которая
позволяет сглаживать неблагоприятное влияние прогресса на окружающую среду и
поддерживать её в хорошем состоянии. Таким образом, Япония является не только
страной выдающихся технических достижений, но и чистой природы и здоровья
людей. Всё это стало возможно лишь благодаря контролю за протеканием прогресса,
что подтверждает справедливость высказывания Й. Этвеша о возможном движении
вперед лишь при целесообразных и организованных изменениях.
Таким образом, подводя итог
вышесказанному, хочется ещё отметить то, что общественный прогресс будет
являться настоящим прогрессом и приносить положительные результаты лишь в том
случае, если каждое новое изменение будет анализироваться и контролироваться
людьми и никогда не сменится хаотичным движением в пустоту.