Валерий Брюсов |
Примером
может служить личность Петра 1. На становление его личности оказало влияние
множество факторов. Петр от природы был любознательный, но систематическое образование
и воспитание было прервано в связи с приходом к власти его сестры Софьи. Также Петру
пришлось своими глазами видеть гибель своих родных и близких, их мучения и
кровь, из-за чего он боялся за свою мать и за себя. Отсюда у него нелюбовь к
придворной московской жизни, старым порядкам, всему тому, что связано с сестрой
и её стрельцами. Долгое время он жил вне царского двора в подмосковных селах
среди дворовых и крестьянских детей, где его потешные игры приобрели широкий
размах и серьезное значение, потому что они происходили на просторе полей, а не
в тепличных царских хоромах. Изучение военной техники неизбежно свело Петра с учителями
иноземцами, которые в то время, как правило, были инструкторами и начальниками
московских полков. Они оказали на него и его дальнейшее правление огромное
влияние. Меняя Россию, Петр менялся сам. Он учился всю жизнь, овладел многими науками
и ремёслами, был законотворцем, полководцем и флотоводцем, дипломатом, писателем,
историком, географом и картографом, плотником и токарем. Таким образом, его
природная энергия и целеустремленность, любознательность развивающиеся под
воздействием указанных выше социальных обстоятельств, агентов социализации
сделали Петра, по сути, универсальным правителем. Более таких государей Россия
не знала. Если бы социальная среда в которой Петр рос была иной, кто знает,
смог бы ли он добиться таких же успехов, стать такой же великой личностью.