Для своего
мини-сочинения я выбрала высказывание Дж. Мида. Автор затрагивает тему
становления индивида личностью, формирования самосознания и процесса
социализации. Автор убежден, что в процессе своей деятельности, а именно
общения с другими людьми человек формирует свое мировоззрение, взгляды,
ценности, отношение к миру и становится личностью.
Критерий 29.1 – определение смысла высказывания.
Максимальное количество баллов –
1 балл.
При неверном определении
основного смысла высказывания все остальные критерии аннулируются.
|
Обратимся к
теории. Индивид – это единичный представитель человечества, носитель
биологических качеств. В процессе становления личностью – социализации, и в
ходе деятельности – активном взаимодействии человека с окружающим миром и
обществом, которая выражается в разных видах: игра, учение, общение,
творчество, человек может сформировать свою совокупность взглядов на мир,
оценок, установок и место в мире – мировоззрение. Оно также бывает различным:
религиозным, научным, философским и др. Оно формируется как стихийно, так и
осознанно. Так, человек, познавая себя и взаимодействуя с миром и другими
людьми, становится личностью – носителем уникальных социальных качеств и
формирует самосознание – принятие своих чувств, качеств, мыслей и следование
им.
Критерий 29.2 – теоретическое содержание мини-сочинения:
объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических
положений.
Суть – в контексте хотя бы одной выделенной идеи/одного тезиса
приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок)
объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения.
Максимальный балл – 2.
|
Критерий 29.3 – теоретическое содержание мини-сочинения: наличие
и корректность рассуждений, выводов.
Суть – в контексте хотя бы одной выделенной идеи/одного тезиса
с опорой на корректное объяснение ключевого понятия, теоретических положений,
приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения,
на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения
научного обществознания вывод.
Максимальный балл – 1.
|
Для доказательства
своей точки зрения приведу пример из СМИ. Недавно в местной газете «Мир» была
опубликована интересная статья. В ней рассказывалось, что был найден человек,
живший без сотовой связи, информационных технологий, и не коммуницировавший с
людьми. Также был описан процесс становления его личностью. Он попал в новую для
себя обстановку с современными условиями проживания и обществом людей. Сразу был
виден результат и изменения: человек научился взаимодействовать с себе
подобными и сформировал свою точку зрения на определенные вопросы, мог
поддержать разговор и проявить себя как активную персону. Таким образом, этот
пример показывает, что человек общаясь с другими людьми и попадая в новую
обстановку, познает себя и свое сознание.
Критерий 29.4 – качество приводимых социальных фактов и
примеров.
Суть – приведено из различных источников не менее двух
корректных, развёрнуто сформулированных фактов/примеров, подтверждающих
иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга
по содержанию. Имеется явная связь, каждого факта/примера с приведённой в
сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом
Максимальный балл – 2.
|
Ещё один
пример из школьного курса истории. Во время Великого посольства Пётр I объездил множество
европейских стран, чтобы проникнуться их культурой, перенять определённые
привычки и начать прививать их русскому народу. Он много общался, практиковался
в морском деле, завёл множество знакомств и привёз с собой в Россию некоторые
иноземные обычаи: бритьё бород, ношение платьев. Император принял указы,
обязательные для исполнения с данными нововведениями, пытаясь внутренне
обогатить русский народ и сделать его образованнее. Так, он формировал взгляды,
мысли и отношение к европейской культуре у русского народа. Можно сделать
вывод, что Пётр сформировал своё мировоззрение и самосознание, побывав в таком
путешествии и общаясь с людьми из других стран.
Указание по оцениванию: в качестве источников могут
использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ),
личного социального опыта (в том числе прочитанные книги, просмотренные
кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.)
|
Таким
образом, хочу согласиться с автором высказывания, и сказать, что формирует своё
«Я» на протяжении всей жизни, взаимодействуя с окружающим миром и прислушиваясь
к себе.
Вывод: за него не дают
отдельных баллов, но он необходим, чтобы подвести итог всей работе.
|