Основная идея автора данного высказывания
заключается в том, что полноценное развитие личности может происходить только в
процессе собственного мышления и приобретения опыта, а не только наставлениями
«сверху».
Из курса обществознания мне известно, что
личность – это человеческий индивид, обладающий набором социально-значимых
качеств, которые он реализует в общественной жизни. Личность формируется в
процессе социализации. Социализация - это процесс усвоения индивидом культурного
и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Этот процесс осуществляют агенты социализации - люди и учреждения,
ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных
ролей. Агентами социализации являются: семья, близкие родственники, институт
образования, сверстники, СМИ и т.д. Полноценная личность отличается
самостоятельностью в поступках, в определенной независимости от общества,
контролирует свое поведение и обладает волей.
В процессе социализации важно заметить в
ребенке определенный вид способности (свойства личности, ее
индивидуально-психологические особенности, являющиеся условиями успешного
выполнения определенной деятельности), который называется задатком. Это может
быть хороший слух, который в дальнейшем можно развить и, впоследствии, стать
гениальным музыкантом. Или физическая сила, которую также можно развить и стать
чемпионом мира, например, в упражнении "жим лёжа". Есть
предположение, что автор под словами "своё особое умение видеть, думать и
чувствовать" имел в виду не только индивидуальность, но и задатки. Тем
самым, говоря нам о том, что задатки нужно развивать (или не трогать их вовсе),
а не подменять их в угоду каким-либо своим целям.
Кроме того, дети впоследствии будут
становиться совершенно новыми личностями, со своими социальными качествами,
мировоззрением и способностями, которые будут реализовываться в общественной
жизни, и отбирать у них право становиться уникальной личностью автор считает глупым
решением, с чем нельзя не согласиться. Существует масса примеров, когда у
ребенка очевидны задатки в области искусства (хорошо рисует) или в спорте, а
родители хотят, чтобы их чадо выбрало, по их мнению, более престижную
профессию, например экономист или политик, тем самым ребенок в последствие не
разовьет свою способность, и в мире станет на одного потенциального гения (в
определенной отрасли) меньше.
История становления музыканта В.Моцарта
подтверждает слова автора. Моцарт, родившийся в семье отца-музыканта, очень
рано начал интересоваться и приобщаться к музыке, отец это заметил и начал
развивать задатки и личность своего ребенка. Таким образом, Моцарт уже в
возрасте пяти лет начал сочинять музыкальные произведения, что поистине
удивительно. Таким образом отец Моцарта развивал в своем ребенке
целеустремленность, любовь и преданность к своему делу. Впоследствии основным
родом деятельности Вольфгана стала исключительно музыка. Возможно, благодаря
именно этому первичному агенту социализации, Моцарт стал величайшим музыкантом.
Если бы отец не создал условий для развития таланта и способностей своего сына,
мир бы лишился величайшего музыканта.
Второй пример приведу из личного
социального опыта. Моя одноклассница имела задатки к рисованию, она побеждала на
различных конкурсах по искусству, точно и детально рисовала портреты, но по
наставлению родителей, поступила на биологический факультет государственного
вуза, что впоследствии привело к растрачиванию способностей и таланта, а также
появлению нервозности и депрессии. Она утратила свой талант, при этом её
профессиональная специальность ей сильно не нравится. Данный пример ярко
показывает негативное влияние родителей на задатки ребенка.
Итак, действительно, рьяно вмешиваться и
устанавливать свои жесткие требования и видение мира — это самое глупое, что
могут сделать родители по отношению к своему чаду.
Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию
Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk