Основная
идея затронутой автором темы состоит в
том, что под фактами в науке он понимает эмпирический уровень научного
познания, на базе которого формируется теоретический уровень научного познания.
Эмпирический уровень должен находиться в единстве с теоретическим уровнем
научного познания. Именно единство этих уровней обеспечивает достоверность
получаемых по итогу знаний в виде обобщенных законов, закономерностей, формул и
тд. Также как следующие поколения опираются на общественный опыт предыдущих
поколений, теоретический уровень на основе первичных фактических данных, ещё не
приведенных в систему, начинает их обрабатывать и приводить в систему.
Из
курса обществознания мне известно, что научное познание –
особый вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных,
системно-организованных, обоснованных знаний о природе, обществе и
человеке. Таким образом, отличительными
признаками научного познания являются достоверность, проверяемость, высокий уровень
обобщений знаний, объективность, специальный понятийный аппарат. Безусловно,
научное познание состоит из двух уровней (этапов). Первый этап (уровень)
научного познания – это эмпирический уровень. Эмпирический уровень научного
познания - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных
связей. То есть данный уровень научного познания характеризуется
непосредственной работой с объектом познания. К эмпирическим методам научного
познания относят эксперимент, наблюдение, измерение, описание сравнение. По
итогу у нас появляются фактические данные, но ещё не приведенные в систему с
высоким уровнем обобщения. Для науки этого недостаточно. Поэтому далее мы
используем теоретический уровень научного познания. Это выявление
фундаментальных обобщенных закономерностей, законов, выведение формул. К
теоретическим методам научного познания относят формулирование гипотезы,
проблемы, на основе которой как раз и выводится обобщенные закономерности и тд.
Если же гипотеза оказалась ложной, следует попытаться сформулировать другую,
более точную гипотезу, чтобы в конечном счёте получить настоящее истинное достоверное
знание.
Вспомним
школьный курс физики. Например, Галилей доказал, что наша планета имеет
округлую форму. Это эмпирический факт, выявленный при помощи наблюдения в
изобретенный самим итальянцем телескоп, позволило следующим поколениям ученых
сосредоточиться на более детальном анализе всех полученных данных от
знаменитого ученого. От его работы дальше строились теории и предположения уже
в целом не только о планете, но и о Солнечной системе, механизме вращения
планет вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Пока не было данных наблюдений,
сложно было бы идти дальше в научном изучении таких объектов. Без этой опоры на
эмпирические данные Галилея вряд ли Ньютон
сформулировал несколько своих обобщенных законов, вряд ли бы появилась
его формула закона всемирного тяготения.
В
1986 году произошла трагедия на Чернобыльской АЭС. Это большая катастрофа
планетарного масштаба. Но с другой стороны, в СМИ пишут, что в наши дни,
территория части земель, входивших ранее в зону отчуждения, или находившихся
близко к ней, возвращены в хозяйственный оборот. Кроме того, ученым, таким
образом, достанется уникальная площадка для изучения механизма наследственности
и изменчивости, разного рода мутаций. Это позволит в дальнейшем смоделировать
возможные процессы мутаций живых организмов, возможно, даже уточнить ныне
имеющиеся теории антропогенеза и генезиса живых организмов в целом. То есть
эмпирические данные зоны отчуждения Чернобыльской АЭС позволят получить
обобщенные знания. Но это результат долгих лет.
Действительно, эмпирический этап научного познания
даёт базу для перехода к теоретическому этапу научного познания. Получает
возможность обобщать и систематизировать знания, факты в упорядоченном виде. На
наших примерах мы это показали. Без эмпирического уровня не может быть
теоретического. А без теоретического уровня нет настоящей науки.
Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию
Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk