Автор данного высказывания хочет до нас
донести, что опыт, будь он обыденный или научный, дает нам основу для понимания
чего-либо; опыт и практика даны для того, чтобы человек с помощью них мог
учиться на ошибках, но при этом приобретать новые знания. Очень трудно не согласиться с
И. Кантом, поскольку, например, дети, учатся познавать мир, совершив ошибки, такие
как: не лезть к животным, не трогать розетку и т.д., они научились правильным
поступкам с помощью проделанных ими дел, приобретя при этом жизненный опыт.
Обращусь к обществоведческим знаниям и дам определение "познанию".
Познание - это процесс деятельности человека, основным содержанием которого
является отражение объективной реальности в его сознании, а результат - новые
знания. Выделяется несколько форм познания - рациональное и чувственное.
Чувственное включает в себя ощущение (отражение отдельных свойств предмета),
восприятие (чувственный образ цельной картины предмета) и представление (образ
объектов в памяти). Рациональное, в свою очередь, включает понятие, суждение и
умозаключение. Также выделяются виды познания. Научное познание - это особый вид
познавательной деятельности, направленный на выработку объективных и
обоснованных знаний о чем-либо. Обыденное же познание основывается на личном
жизненном опыте человека. Уровни научного познания - эмпирический и
теоретический. Выделяется несколько особенностей научного познания - это
доказательность, объективность и системность.
Вспомним, что когда-то люди верили, что
наша планета держится на трех слонах и черепахе или имеет форму диска. Так в
1519 Ф. Магеллан отправился cо своей командой в путешествие, которое
впоследствии стало кругосветным. Это прямое эмпирическое доказательство опытным
путём, доказывающее, что наша планета имеет шарообразную форму. Этот пример
показывает нам, как с помощью практических исследований человек доказал, что
Земля не стоит на трех слонах и черепахе. Он опровергнул все мифы об этом.
Вспомним мемуары знаменитой писательницы,
политической активистки Хелен Адамс Келлер "История моей жизни".
Несмотря на перенесенное в детстве заболевание (предположительно скарлатину,
после чего напрочь лишилась зрения и слуха), смогла достичь немалых успехов в
жизни. Благодаря своей первой учительнице Салливан, которая смогла обучить
девочку, дав основы письма и чтения. После того, как Хелен этому научилась, и,
будучи уже молодой девушкой, смога выучиться в университете и получить степень
бакалавра. В более зрелом возрасте она выступала с докладами по стране. Этот
пример показывает нам, как женщина добилась больших успехов в науке, смогла с
помощью своего богатого жизненного опыта выпустить немало книг для людей, у
которых случилась такая же беда. Келлер сама стала лучше, и при этом помогла
многим людям, поделившись своими учениями. Этот пример показывает нам, как люди
с ограниченными возможностями способны к отзывчивости, пониманию. Они готовы поделиться
с другими своим особенным опытом в силу своей болезни. Безусловно она обладала
необычным обыденным опытом, ценным для других.
Опыт действительно основой как научного,
так и обыденного познания. На примерах Магеллана и Хелен Келлер мы убедительно
это показали.
Автор: Ощепков Андрей Игоревич, репетитор по истории и обществознанию
Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk