Высказывание посвящено рассмотрению механизма рыночного
ценообразования, инфляционных процессов и ожиданий в экономике. Смысл данного
закона состоит в том, что ожидание потребителей
относительно повышения цен в будущем приведет
к существенному увеличению потребительского спроса на рынке и как следствие
росту цен. Иными словами, рост цен происходит
в результате самого ожидания этого роста. Люди,
ожидающие повышения цен в будущем, будут заинтересованы в приобретении товара
по существующей, более низкой цене. Увеличение спроса повлияет на предложение. Производители,
наблюдая востребованность своего товара, поднимут цены на него.
В
качестве первого аргумента вспомним ситуацию искусственного дефицита с
гречневой крупой в 2014 году. Производители, создавая искусственный ажиотаж на
фоне того, что случился неурожай, транслируют эту информацию через СМИ, тем
самым вызывая волнения среди покупателей. Люди бегут в магазины, чтобы успеть
обеспечить себя запасами крупы на будущее время и приобрести товар по, еще
пока, доступным ценам. На этом этапе продуктовые сети прекращают поставку
гречки, а через некоторое время крупа вновь появляется на прилавках, но уже с
новыми увеличенными ценниками. На этом примере мы смогли увидеть, как ожидания
покупателей повлияли на изменения цен на рынке.
В
качестве второго аргумента приведу ситуацию из общественной жизни. ОАО РЖД
в ноябре месяце 2017 года проводило акцию: при покупке билета на верхние места
купе, за 45 дней до отправления, скидка предоставляется в размере 50% от общей
суммы. Люди, узнав о таком выгодном предложении, поспешили покупать билеты по
сниженной стоимости. По окончанию акции стало известно, что цена на билет (без
скидки) стоит дешевле. Дело в том, что в период проведения акции, люди
стремились быстрее приобрести билеты, понимая, что вскоре цена вновь может
возрасти, ОАО РЖД, прогнозируя такое поведение покупателей, сыграло на их
невнимательности: цена вовсе не была снижена, напротив, она даже повысилась на
некоторую сумму, что позволило увеличить прибыль организации.