Высказывание
посвящено роли и значению информации как фактора
производства в успешной предпринимательской деятельности. Смысл высказывания состоит в том, что
обладание информацией, т.е. знаниями и сведениями, является конкурентным
преимуществом на рынке, которое позволяет добиться успеха в производственной
или любой другой экономической деятельности.
Ярким примером из истории, подтверждающим данную
идею, может служить деятельность самого автора высказывания, британского
банкира Натана Ротшильда. В 1815 году в битве при Ватерлоо между английской и
французской армиями Наполеон потерпел поражение от герцога Веллингтона. Через свою
разветвленную агентурную сеть по всей Европе Ротшильд узнал о победе английской
армии на целый день раньше официального объявления правительства. Ротшильд стал продавать на бирже свои
акции, убеждая других участников биржи в поражении английской армии. Они вслед
за ним тоже стали продавать свои акции. Когда цены бумаг упали почти до нуля, агенты
Ротшильда скупили их по дешевке. После официального известия о поражении
Наполеона стоимость скупленных ценных бумаг многократно выросла. Таким образом,
реальная информация, полученная раньше других, позволила Ротшильду заработать 40
миллионов фунтов стерлингов.
Другим
примером из истории служит
владение Бразилией в 20 веке технологией выращивания каучуконосных сельхозкультур
и использования их сока. В то время потребление каучука в мире стремительно
росло вместе с увеличением автомобильного производства. Бразилия могла быть
процветающей страной до сороковых годов прошедшего века только за счёт
всемирной экспансии резины, а получаемые от этой внешнеторговой деятельности
средства имели шансы стать залогом дальнейшего экономического развития. Однако
британские промышленные шпионы смогли украсть растения, которые после изучения
были культивированы в Малайе. Позже, это достижение экономической разведки
потеряло своё значение. Были открыты технологии производства синтетического
каучука. Бразилия от этого удара так полностью и не оправилась.